Размер шрифта
-
+

Мавританская Испания. Эпоха правления халифов. VI–XI века - стр. 80

Поскольку арабское население этих стран состояло почти целиком из йеменитов, когда у власти находились представители этой партии, там было, как правило, спокойно. А если к власти приходили кайситы, они становились театрами самых ожесточенных военных действий. Именно это произошло после смерти кельбита Бишра, правителя Африки. Бишр на смертном одре поручил управление провинцией одному из своих соплеменников, который, как выяснилось, грубо льстил самому себе, считая, что халиф Хишам официально утвердит его в этой должности. Его надежды не оправдались, поскольку Хишам назначил кайсита Обайду из племени сулайм. Кельбит, узнав об этом, решил, что достаточно могуществен и сумеет удержаться на посту силой оружия.

Было утро пятницы в июне или июле 728 года. Кельбитский правитель уже должным образом облачился, чтобы идти в мечеть, когда к нему пришли друзья и сообщили, что эмир Обайда вот-вот войдет в город. Потрясенный кельбит на некоторое время утратил дар речи. Опомнившись, он сумел выдавить из себя: «Бог велик. Час Страшного суда грянет неожиданно!» Но тут ноги отказались его держать, и, охваченный ужасом, он рухнул на пол.

Обайда понимал: чтобы утвердить свою власть, он должен занять столицу внезапно. К счастью для него, в Кайруане не было стен. Обайда и его кайситы сумели войти в город очень тихо, окольными путями, когда все население полагало, что он еще в Египте или в Сирии. Овладев столицей, он стал относиться к кельбитам с беспрецедентной жестокостью. Их бросали в тюрьмы, пытали и, чтобы удовлетворить корыстолюбие правителя, наказывали заоблачными штрафами.

Настал черед Испании. Ее правителя в то время назначал наместник Африки, но пока она лишь однажды подчинялась кайситу. Потерпев неудачу в первых попытках, Обайда послал туда кайсита Хайсама из племени килаб, одновременно пригрозив испанским арабам суровой карой, если они станут игнорировать приказы своего нового правителя. Йемениты зароптали – возможно, даже начали обдумывать заговор против Хайсама. В любом случае Хайсам был в этом уверен и по совету Обайды бросил лидеров партии в тюрьму, под пытками вырвал у них признание в заговоре и казнил. Среди его жертв был кельбит, который имел благородное происхождение, немалое богатство и обладал красноречием и потому пользовался немалым уважением. Это был Сад, сын Джоваза, горько упрекавшего в стихах халифа Абд аль-Малика за неблагодарность к кельбитам, которые в сражении при Мардж-Рахите решили судьбу империи и утвердили на троне Мервана. Исидор назвал его просто Зат (Сад). После казни Сада кельбиты возмутились, и некоторые из них, включая Абраша, секретаря Хишама, еще не утратившего влияние при дворе, добились отправки в Испанию некого Мухаммеда с приказом наказать Хайсама и передать управление провинцией йемениту Абд-ер-Рахману (Абдурахману) аль-Гафики, который пользовался большой популярностью. Прибыв в Кордову, Мухаммед не смог найти Абд-ер-Рахмана, надежно спрятавшегося от преследований тирана. Тогда Мухаммед арестовал Хайсама, приказал его бить палками и обрить его голову – это было клеймо позора. Потом бывшего правителя заковали в цепи, посадили на осла лицом к хвосту и провезли по улицам города. Затем Хайсама отправили в Африку, чтобы наместник решил его дальнейшую судьбу. Едва ли можно было ожидать, что Обайда сурово накажет человека, который, по сути, выполнял приказы своего начальника. Халиф, со своей стороны, считал, что в достаточной мере удовлетворил кельбитов, хотя они требовали большего. По арабским понятиям, смерть Сада могла искупить только смерть его убийцы. С учетом сказанного Хишам отправил Обайде настолько двусмысленный приказ, что тот смог трактовать его в пользу Хайсама. Это не могло не разочаровать кельбитов, но они не пали духом, и Абу-л Хаттар, глава одного из кельбитских кланов и близкий друг Сада, брошенный в тюрьму Обайдой, излил свою ненависть к тирану и кайситам в целом в поэме, предназначенной для ушей халифа:

Страница 80