Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 30
Надо сказать, что по настоящее время наследие русских староверов Литвы остается недостаточно изученным и малоизвестным как в самой литовском обществе, так и за рубежом. Мне кажется, не достает и должного внимание к проблемам наследия ДПЦ как со стороны общества (включая сюда отчасти и самих староверов), так со стороны правительства Литвы.
Цель настоящей статьи – раскрыть основные пласты наследия русских староверов Литвы, дать краткую характеристику его состояния на современный момент и выявить степень его изученности. Наследие русских староверов Литвы можно подразделить на движимое (иконы, церковная утварь, церковные книги, некоторые исторические или полемические сочинения, этнографические предметы и пр.), недвижимое (храмы, школы, этнографические деревни и их природный ландшафт, кладбища, усадьбы, жилые дома и другие строения и пр.) и духовное (знаменное пение, духовные стихи, фольклор, историческая память и пр.). Часть этого наследия уникально или же имеет особую историческую, культурную, ассоциативную и другую ценность (1). Это, прежде всего, храмы, иконы, церковные книги, знаменное пение и духовные стихи, некоторые исторические сочинения и мемориальные места. Основное внимание в данном докладе будет уделено храмам и иконам.
Храмы
Храмы – самые ценные для староверов памятники наследия. Это не только памятники культурного, материального и недвижимого, наследия. Храмы – если он действующие – являются религиозными центрами местных общин и основными местами проведения богослужений. Поэтому староверческие храмы, особенно сельские, в основном скромные деревянные, – такие, какими их хотят сохранит общины – часто имеют мало чего общего с ценностями (эстетическая и денежная ценность, редкость), о которых заботятся чиновники по ведомству наследия или государственные учреждения. Хотя целью общин является то же, что и вышеупомянутых, – увековечить прошлое, их прежде всего заботит соответствие храма его основному богослужебному предназначению в прошлом и настоящем, а также община верующих. Здания храмов верующие ценят скорее потому, что в них молились и молятся их предки и они сами, в них отпевали их родителей, а в будущем, возможно, будут крестить их детей, а не из-за их архитектурных особенностей.
В настоящее время в Литве зарегистрировано 60 староверческих общин ДПЦ. Еще одна община не входит в состав Церкви. По численности зарегистрированных религиозных общин староверы являются вторым после католиков религиозным объединением в Литве, а по численности прихожан (по официальным данным всеобщей переписи населения 2001 года, в Литве было более 27 тысяч староверов, а, по сведениям ДПЦ, – 40–45 тысяч) – третьим после католиков и православных Московского патриархата. В Литве имеются 52 староверческих храма (вместе с храмовым помещением второй Вильнюсской общины – 53), 41 из которых деревянные и 11 кирпичные (2). Кроме того, Клайпедская община намерена построить свой новый храм (выделен земельный участок, подготовлен проект здания, собрана часть средств), хотя работы пока не начались. Вторая Вильнюсская община тоже планирует иметь свой храм в городе.