Мастера портрета - стр. 32
Портрет был написан мастером по случаю свадьбы сына Иоганна, Фридриха, с принцессой Клевской. Венок из алых гвоздик, надетый на голову курфюрста, – знак того, что он является отцом жениха. Художник сделал копию этого портрета (но уже без венка и на фоне пейзажа), которая хранится в музее города Веймара.
Получая множество заказов, Кранах не успевал выполнять все, поэтому часто поручал дописывать одежду и аксессуары на портретах своим помощникам. Позднее к этой работе он привлекал и своего подросшего сына – Лукаса Кранаха Младшего.
Кроме живописных работ, художник оставил множество гравюр на дереве (ксилографий) на темы античной мифологии и Священного Писания.
Тициан
(ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576)
Тициан прожил долгую жизнь и до последних минут не выпускал кисти из рук. Умирающий от чумы художник успел окончить последнюю работу – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Нанеся на полотно несколько завершающих мазков, он вывел свою подпись. Тициан завещал установить «Пьету» в часовне над своим надгробным памятником.
Знаменитый итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре появился на свет в местечке Пьеве (ныне Пьеве-ди-Кадоре), расположенном в Альпах. В десятилетнем возрасте мальчика отправили на обучение в венецианскую мастерскую по изготовлению мозаик, возглавляемую С. Дзуккато.
Спустя несколько лет Тициан стал работать в мастерской Джентиле Беллини, а затем перешел к его брату Джованни. В 1507 году художник стал учеником и помощником Джорджоне.
Первые самостоятельные работы Тициана относятся к началу 1510-х годов. Лучшие среди них – «Цыганская Мадонна» (ок. 1510–1511, Художественно-исторический музей, Вена), «Святое Собеседование», «Три возраста» (обе – ок. 1512–1514, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
В 1517 году Тициан стал официальным живописцем Венецианской республики. В ту эпоху Венеция продолжала оставаться крупнейшим центром культурной жизни и науки. Здесь было сделано множество открытий в области математики, естествознания, медицины. Быстрыми темпами развивались зодчество, скульптура, музыка и, конечно, живопись. Венецианские художники процветали: их творениями богатые и знатные горожане стремились украсить свои дома.
Тициан. «Юноша с перчаткой», начало 1520-х, Лувр, Париж
Тициан был дружен со многими передовыми представителями венецианской науки и искусства. Его друзьями являлись архитектор Якопо Сансовино и писатель, автор самых знаменитых в то время памфлетов и сатир Пьетро Аретино. В доме Тициана бывали известнейшие в Венеции люди: поэты, художники, музыканты.