Мастера портрета - стр. 27
Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге, в семье ювелира. Отец обучил его приемам гравировки на металле.
В 1486 году Дюрер начал обучаться у нюрнбергского гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Огромное влияние на формирование молодого художника оказало путешествие по Германии. Дюрер посетил Франкфурт-на-Майне, Кольмар, Страсбург, Базель. Во время этих поездок он познакомился с известными мыслителями и книгопечатниками.
В 1494 году живописец вернулся в Нюрнберг. К этому времени относится его женитьба на дочери богатого бюргера, занимавшегося механикой и музыкальным искусством. В 1495 году художник открыл собственную мастерскую по изготовлению гравюр и картин.
А. Дюрер. «Автопортрет», 1500, Старая пинакотека, Мюнхен
Следующее путешествие, уже в Италию, Дюрер совершил в 1494–1495 годах. Здесь он смог познакомиться с искусством А. Мантеньи и Дж. Беллини. Во время второго посещения Венеции в 1505 году немецкий мастер познакомился с великим Рафаэлем.
В 1520–1521 годах Дюрер побывал в Нидерландах. Он увидел памятники архитектуры и искусства в Брюсселе, Антверпене, Брюгге, Малине, Генте.
Необыкновенный талант к рисунку проявился у Дюрера в раннем возрасте. Одна из первых сохранившихся работ художника – выполненный серебряным карандашом «Автопортрет» (1484, Альбертина, Вена). Еще не совсем уверенные линии, выведенные рукой тринадцатилетнего мальчика, тем не менее выдают будущий неповторимый стиль знаменитого немецкого художника. Зритель видит лицо юноши, почти ребенка, но в его взгляде уже чувствуются ум, целеустремленность, благородство.
Творчество Дюрера многогранно. Он был прекрасным пейзажистом. Его первые пейзажи, выполненные гуашью и подцвеченные акварелью, появились во время путешествий по Германии и Италии («Вид Инсбрука», 1494–1495, Альбертина, Вена; «Дом у пруда», 1494–1495, Британский музей, Лондон и др.).
В 1490-е годы, помимо графических работ, Дюрер создает и живописные произведения. Значительное место в его творчестве отведено портретам. Мастер стремится не столько к передаче внешнего сходства, сколько к выявлению индивидуальности своей модели. Дюрер пытается запечатлеть то, что отличает одного человека от другого, но в этих работах присутствует и обобщение: в образах, созданных художником, словно в зеркале, можно увидеть то время, в которое жили портретируемые. Поэтому большинство моделей в живописных портретах Дюрера выглядят динамичными и напряженными. Таковы портреты отца художника (1493, 1497), «Портрет Освальта Крелля» (ок. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен).