Размер шрифта
-
+

Мастера портрета - стр. 26

В ином, гротескном, ключе выполнено полотно «Се человек» (ок. 1515, Прадо, Мадрид), по своему духу напоминающее ироничные и в то же время страшные картины И. Босха. Гротеск присущ не только многофигурным композициям на религиозные сюжеты, но и портретам Массейса. Ярким примером такой трактовки образа является «Портрет старика» (1513, музей Жакмар-Андре, Париж), где профильное изображение модели приближено к шаржу.

В творчестве Массейса множество прекрасных, мастерски проработанных портретов. Среди них изображения великих гуманистов той эпохи – Эразма Роттердамского (1517, Национальная галерея Корсини, Рим) и Петра Эгидия (1517, Лонгфордкасл, Англия). Чтобы полностью раскрыть внутренний мир этих личностей, автор индивидуализирует их жесты и позы, одухотворяет окружающие их вещи и детали интерьера.



К. Массейс. «Портрет нотариуса», ок. 1510, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург


«Портрет нотариуса» (ок. 1510, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) свидетельствует о влиянии на Массейса творчества Леонардо да Винчи и А. Дюрера.

За спиной нотариуса сквозь изящные арки окна виден панорамный ландшафт, напоминающий пейзаж на полотне «Джоконда». Картина величественной природы – не просто фон, она помогает автору подчеркнуть значимость представленной модели. Чувствуется, что изображенный мастером нотариус – умный и весьма образованный человек.

Одна из самых известных работ Массейса – картина «Меняла с женой» (1514, Лувр, Париж), объединившая в себе элементы портрета и бытового жанра.

Очень выразителен образ менялы, который выглядит настоящим знатоком своего дела.

Он полностью поглощен работой, тонкие и цепкие пальцы ловко перебирают лежащие на столе предметы. Занятием мужа увлечена и его жена, перелистывающая молитвенник с яркими миниатюрами. Звон монет привлек внимание женщины, и она, оторвавшись от благочестивого чтения, следит за тем, как супруг раскладывает серебро по кучкам. От этой реалистично переданной домашней сценки взгляд зрителя переходит к выпуклому зеркалу на столе. В нем отражается улица, где так же, как и в этой комнате, под маской благочестия скрывается сребролюбие.

Альбрехт Дюрер

(1471–1528)

Любивший сложные аллегории, Дюрер нередко помещал рядом с фантастическими фигурами изображения своих современников: реально существовавших военачальников, правителей, а также простых горожан, крестьян, солдат. Так мастер не только передавал колорит своей эпохи, но и придавал композициям символическое значение. Например, образы воинов в сознании зрителей того времени ассоциировались с войной и другими бедствиями.

Страница 26