Размер шрифта
-
+

Мастера иконописи и фрески - стр. 31

Паоло Уччелло

(1397–1475)

Вазари писал: «Паоло Уччелло был самым привлекательным и самым своевольным талантом из всех, которых насчитывает искусство живописи от Джотто до наших дней».


Итальянский живописец, рисовальщик, мастер флорентийской школы Паоло Уччелло родился во Флоренции. Его настоящее имя Паоло ди Доно, прозвище Уччелло, что в переводе с итальянского означает «птица», он получил из-за своей любви к пернатым. Заинтересовавшись искусством, в 1407 году десятилетний Паоло начал обучаться скульптуре в мастерской Л. Гиберти. Но через некоторое время он ушел оттуда, чтобы заниматься живописью. В 1415 году Уччелло был принят в цех живописцев. Вскоре после этого он начал работать самостоятельно.

Уччелло был одним из экспериментаторов эпохи раннего Возрождения. Он был знаком с техникой исполнения скульптур, внимательно изучил живописные традиции, господствующие в то время. Иногда он стремился к лаконизму, как Джотто, иногда увлекался деталями.

Немало художник поставил опытов в области перспективы. Вероятно, он первым из мастеров того времени до конца изучил ее законы. По свидетельству Вазари, он «беспрерывно находился в погоне за самыми трудными вещами в искусстве и довел таким образом до совершенства способ перспективного построения зданий по планам и по разрезам при помощи пересеченных линий, сокращающихся и удаляющихся к точке схода. В итоге он столького достиг в преодолении этих трудностей, что нашел путь, способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости…»

Однако это давалось мастеру нелегко. Как пишет Вазари далее, «…в этих размышлениях художник обрек себя на одиночество и одичание, оставаясь дома недели и месяцы, ни с кем не видясь и никому не показываясь… Тратя свое время в мудрствованиях подобного рода, он при жизни оказался более бедным, чем знаменитым». Среди ранних работ Уччелло на сегодняшний день известна только одна. Это картина, выполненная в технике фрески под названием «Табернакль Липпи и Мачо» (1416, Уффици, Флоренция). В дальнейшем, до середины 1420-х годов, художник, вероятно, продолжал жить и работать во Флоренции, но об этом периоде его жизни ничего не известно. В 1425 году Уччелло переехал в Венецию. В течение последующих пяти лет он работал над мозаичными картинами, украшающими фасад собора Сан-Марко. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался, из-за чего до наших дней фрески не сохранились.

Вероятно, в эти годы художник работал и над другими заказами, благодаря которым стал популярным. После возвращения во Флоренцию в 1431 году он в течение последующих десяти лет получал множество крупных заказов.

Страница 31