Мастера иконописи и фрески - стр. 33
Во второй половине 1440-х годов Уччелло вернулся во Флоренцию и получил заказ на исполнение цикла фресок для госпиталя Сан-Мартино алла Скала. К сожалению, до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент под названием «Рождество» (1446).
В 1430–1440-х годах художник работал в основном над фресками религиозного содержания. В начале следующего десятилетия в его творчестве появились новые тенденции. Он перестал писать фрески и начал создавать картины на светские сюжеты, предназначавшиеся для украшения жилых помещений. При выборе тем художник опирался на творчество Пизанелло. Кроме того, он нередко обращался к мотивам кассонов – свадебных сундуков, которые расписывали флорентийские художники. Одно из произведений этого периода – «Битва святого Георгия с драконом» (около 1456, Национальная галерея, Лондон; вариант – около 1456–1460, Музей Жакмар-Андре, Париж). Около 1460 года он исполнил полотно «Охота» (Музей Ашмолеан, Оксфорд). Самой известной картиной этого периода является исторический триптих «Битва при Сан-Романо» (1456). В настоящее время фрагменты этого произведения находятся в лондонской Национальной галерее, парижском Лувре и флорентийской Галерее Уффици.
Во второй половине 1460-х годов Уччелло снова вернулся к религиозной тематике. С 1465 по 1468 год он работал в Урбино над серией алтарных композиций под общим названием «Чудо с остией». Произведения предназначались для украшения церкви Корпус Домини.
На протяжении всего творческого пути Уччелло неоднократно обращался к жанру портрета. До наших дней сохранились работы «Маттео Оливеттти» (около 1433–1434, Национальная галерея, Вашингтон), «Микеле Оливетти» (около 1433–1434, собрание Ротшильда, Нью-Йорк), «Женский портрет» (около 1456, Метрополитен-музей , Нью-Йорк).
Уччелло умер во Флоренции в возрасте 78 лет. «Труды Паоло в живописи были и в самом деле велики, ибо рисовал он столько, что оставил своим родственникам, как они мне сами сказывали, ящики, полные рисунков», – писал Вазари.
Мазолино да Паникале
(1383–1447)
Мазолино да Паникале очень часто работал в соавторстве с Мазаччо. Иногда бывает трудно определить, кому из этих двух художников принадлежит та или иная часть композиции. Даже их прозвища – Мазолино и Мазаччо – говорят о стремлении разграничить художников, имевших одинаковые имена – Томмазо.
Итальянский живописец Мазолино да Паникале (настоящее имя Томазо ди Кристофоро ди Фино) родился в небольшом городке Паникале недалеко от Вальдорно. В 1423 году он вошел в цех флорентийских мастеров. Он работал во Флоренции, в Венгрии, где являлся придворным художником короля Сигизмунда, а также в Риме и в Ломбардии. Начало творческой деятельности Мазолино связано с традициями готического искусства. Большое влияние на него оказало творчество Джентиле да Фабриано.