Размер шрифта
-
+

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям - стр. 26

Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз и не дает ей воспрянуть, и обращается это в испытание всему роду человеческому. Ибо с какою страстию не борется человек мужественно, не противится ей всеми мерами, а услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими. Кто имеет непрестанную надежду на Бога, зло как бы истончается и разжижается в нем.

Итак, потребна борьба против греха, живущего в нас, потребно усилие к исполнению заповедей Христовых, а без сего никто ни в чем благом не преуспеет. При этом находим уместным вспомнить, что когда святые апостолы, помышляя о трудности спасения, вопросили Господа, кто же может спастись, Господь, ответствовал им: от человека невозможно, а от Бога всё возможно (см. Мф. 19, 26).

Не менее сильно прогонять разленение и возбуждать энергию и следующее видение, о котором рассказывал сам святой Антоний Великий. Молил я Бога, – говорит он, – показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов блюли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я воздохнул и сказал: вот что дано монаху, и несмотря, однако, на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от милосердного Господа, и сказал: никого не может низложить диавол, он не имеет более никакой силы после того, как Я, восприяв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и страстям. Я спросил: всякому ли монаху дается такой покров? И мне было показано множество иноков, огражденных такою защитою. Тогда я воззвал: блажен род человеческий, и особенно воинство иноков, что имеет Господа столь милосердого и человеколюбивого! Будем же ревновать о спасении своем и, прогнав всякое нерадение, усердно нести труды наши, да сподобимся Царствия Небесного благодатию Господа нашего Иисуса Христа.

О почитании праздничных дней


В праздничные дни кроме необходимых послушаний монастырских никакою работою не должно заниматься, помня заповедь Господню: день же седьмый Господу Богу твоему посвящай (см. Исх. 20, 10). Эти святые дни проводить должно в молитве, богомыслии и чтении душеполезных книг. «Пришедши из церкви и после трапезы, – говорит святитель Тихон, – поминать должно чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостивно в спасение наше сотворенные; размышлять о них и за те радостным духом Бога благодарить, которые дела изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и в песнях, в те праздники поемых».

Страница 26