Мантра-йога и медитация. Практическое руководство - стр. 9
На санскрите слово «кави» означает поэт, мистик, пророк, святой. Подлинный поэт не может быть не мистиком, а настоящий мистик всегда – поэт. Их бытие – это божественная мантра, олицетворяющая то, как Надмирное, Трансцендентное воплощается в земном.
Глава 2. КАКОЕ ДЕЙСТВИЕ ОКАЗЫВАЕТ МАНТРА?
«Слова – самое сильное лекарство,
используемое человечеством».
Р. Киплинг
В древнем тантрическом тексте «Нарада-панчаратра» говорится: «Повторение мантры приносит умиротворение, блаженство и процветание. Нет никаких сомнений в этом». На материальном уровне мантра приводит к усилению сосредоточения, ослабляет стрессовые напряжения, увеличивает жизненную силу, улучшает работоспособность, память, помогает избавиться от многих психосоматических заболеваний и наполняет жизнь радостью. На духовном плане мантра ведет к просветлению и связи с космическим сознанием.
Сосредоточение и медитация
Обычно во время выполнения повседневных обязанностей способность людей к сосредоточению и внимание весьма слабые. Руками вы производите какую-то работу, а в голове роится множество мыслей о самых разных проблемах. Вы думаете о том, что произошло в прошлом, и мечтаете о том, что произойдет в будущем. На это уходит большое количество ментальной энергии, из-за этого снижается эффективность физической и умственной деятельности. Для достижения успеха в любом деле необходимо сосредоточение. Люди, добившиеся успеха в какой-то сфере деятельности, обладают высокоразвитой способностью к сосредоточению. Человек с неразвитой способностью к сосредоточению лишен эмоциональной я умственной стабильности. Он быстро устает, работа его не плодотворна, ему трудно учиться.
С помощью психического сосредоточения активизируется «жизненная энергия», а это способствует стимуляции и оптимизации биоэнергетических процессов в организме человека, улучшению его общего физического состояния, что положительно сказывается и на его эмоционально-психическом состоянии.
Для развития сосредоточения необходимы специальные упражнения. В различных системах самосовершенствования – йоге, даосизме, буддизме и т. д. – предписывается регулярная практика и особые методы, которые трудновыполнимы.
Радхакришнан пишет в книге «Индийская философия»: «Мятущемуся, беспокойному уму человека, который ставит перед собой цель проникнуть в тайны земли и небес, йога говорит, что истина может быть достигнута постоянным удалением сознания как от внешних действий, так и от внутренних процессов. Дхарана (сосредоточение) – это фиксирование ума (читты) на определенной точке… Обычно наибольшая сосредоточенность сохраняется только на очень короткое время.»