Мандалотерапия. Психологические практики работы с подсознанием - стр. 2
Календарь майя
Вообще, круг является символом, который отражает глубинные части сущности человека, нашу психику. Исследователи много изучали этот образ. Мандала очень долгое время использовалась только как ритуальный объект, то есть сначала работа с кругом была на основе ритуальности. Это серьёзное символическое выражение сущности центра, источника энергии и глубинной психики.
Купол мечети Сулеймание, Стамбул
У всех народов, во всех мировых культурахи религиях существуют изображения в круге. Примеров мандалоподобных образов много.
Славянская свастика, хороводные танцы, суфийские танцы дервишей, буддийская мандала, медицинское колесо Вайоминга, календарь майя, бубны шаманов, купол медресе Тилля Кари в Самарканде, православные иконы «Всевидящее око Божие» и «Неопалимая Купина», лабиринт в Шартском соборе во Франции, Стоунхендж в Великобритании.
Гравюры мистиков Якоба Бёме и Джордано Бруно, индейские плетёные мандалы и ловцы сновидений, узбекские керамические блюда, американские рождественские венки, японский сад камней, китайский гороскоп…
Этот список можно продолжать и продолжать.
Православная икона «Всевидящее Око Божие»
Ритуальные и персональные мандалы: в чем разница?
Все перечисленные выше примеры относятся к так называемым ритуальным мандалам. Но наша задача – обратить внимание на принципиально другую по своей сути сторону круговых изображений. В психологии для трансформационных процессов используют личные, персональные мандалы.
Между ритуальными и индивидуальными мандалами есть существенные различия. Их необходимо учитывать при создании собственных мандал. Первый тип является предметом идеализации, поклонения. Она гармонична и безупречна, но она статична. Мандала создалась и всё. Её нельзя ни опровергнуть, ни изменить. Она достигла конечной точки и остановилась в своём развитии. Это некое состояние гомеостаза, Абсолюта, к которому можно и нужно стремиться, но нельзя достичь. Наша психика никогда не станет идеалом, иначе мы сделаемся сверхлюдьми, богами. Но это невозможно. Следующий этап ритуальной мандалы – её разрушение. Необходимо уничтожить, чтобы всё начать заново, чтобы вновь двигаться к совершенству. Именно поэтому разрушаются буддийские песочные мандалы.
Один из мифов о мандалах гласит, что, созерцая идеально нарисованную, созданную кем-то мандалу, мы можем решить свои личные проблемы, вопросы и задачи. По сути, это является перекладыванием груза ответственности. Человек расписывается в собственном бессилии и вверяет свою судьбу. Кому? Некоей высшей сущности, которая должна всё сделать за него. Но так не бывает. В персональных мандалах нам необходимо взять на себя обязанность отвечать за то, что будет происходить. Не стоит ждать милости от природы, а делать всё самим. И эта разница между ритуальными и персональными мандалами весьма существенна.