Магия - стр. 9
Одна часть организма продолжает функционировать, а другая – бездействует. В которой из этих частей заключается собственно человек: в спящей или в бодрствующей? Здравый смысл говорит нам, что в данном случае спит «настоящий человек», следовательно, не он исполнитель этих органических функций.
То, что называется человеком, обладает способностью чувствовать, думать и желать, а эта часть человека как раз и не функционирует в нашем примере. Бодрствует же нечто другое, которое, независимо от сознания, поддерживает органические функции тела. Медики называют это нечто растительной или органической жизнью, а философы – бессознательным. Это автоматическая, почти механическая часть человеческого существа. Назовем ее человек-машина, но это не настоящий человек, одаренный сознанием и свободной волей. Впоследствии мы вернемся к этому предмету, теперь же отметим только коренное различие между той частью человеческого существа, которая способна спать и бодрствовать, и другой – всегда деятельной, до самой смерти. Эти части тесно между собой связаны в течение жизни, и от этого союза происходят явления, которые необходимо отметить.
По пробуждении человек представляет нам целый ряд новых явлений. Оставим пока в стороне чисто органическую, автоматическую часть его существа и займемся так называемым разумным человеком.
Старались ли вы когда-нибудь ответить на вопрос, почему дитя – человек в периоде развития – колотит кулаками стол, о который он только что ушибся?
Заметили ли вы, с другой стороны, что первое побуждение человека, которого ударили, – возвратить удар?
Вот, например, немецкий солдат. Приходит офицер и дает ему пощечину; первым движением солдата будет возвратить удар; рука его получит сильный импульс, стремящийся привести ее в движение. Это движение почти невольно, и оно произошло бы роковым образом, если бы рассудок его не сдержал.
Действительно, в тот момент, когда рука подчиняется инстинктивному импульсу, в сознании солдата вихрем проносятся идеи о дисциплине, о военном суде и смерти, и новый импульс, на этот раз сознательный, разом останавливает первое необдуманное движение.
Итак, действие можно совершить необдуманно или обдуманно, подчиняясь инстинктивному импульсу или сознательно.
Из всего этого следует, что, кроме сознательного, разумного существа – человека, обдумывающего свои решения, в нас есть еще нечто другое, проявляющее свою деятельность резкими и грубыми порывами.
Это приводит нас к заключению, что рядом с сознанием и волей существует еще какой-то активный деятель.