Магия - стр. 10
Теперь остается лишь решить вопрос, отвечает ли этот деятель какой-либо реальной сущности.
Ясно, что не один и тот же принцип побуждает отплатить за удар пощечиной и, наоборот, обдумать последствия поступка раньше, чем его совершить.
Мужик, существо чисто импульсивное, при малейшем недоразумении лезет в драку раньше, чем что-либо сообразит; между тем как человек воспитанный подаст свою визитную карточку и пригласит секундантов.
В настоящее время мы не будем входить в дальнейшие подробности, а заметим для начала, что спящего человека можно подразделить на две части:
1) механическую — действующую в данный момент, и
2) разумную — в настоящий момент спящую.
Если мы начнем рассматривать человека бодрствующего, то вынуждены будем ввести новое подразделение, сообразно роду производимых им действий, и определить два новых вида человеческого существа:
а) импульсивный человек — подчиняющийся первому побуждению, и б) разумный человек — размышляющий прежде, чем действовать, и все действия которого представляются проявлениями не чувств и страстей, а мысли и суждений.
Таким образом, мы можем подразделить человеческое существо на три начала:
1) человек-машина,
2) импульсивный человек и
3) разумный человек.
Все усилия магии сводятся к изысканию способов, позволяющих разумному человеку везде замещать импульсивного. <…>
Импульсивный человек
Схема психологического строения человека
<…> Центральную часть рисунка занимает импульсивный человек, пассивно поддающийся всем побуждениям, как идущим сверху (от воли), так и снизу (от организма). Он целиком погружен в поток нервной силы, соединяющий его с разумным человеком сверху и с психическим телом снизу. В левой половине схемы расположены чувствующая и принимающая части человека, в правой же – волевая и двигательная.
Рядом с чисто механической частью человека существует еще и другая часть, проявляющая некоторые следы разумности (инстинкт) и напоминающая по своим стремлениям и проявлениям животное. Эта часть, названная нами импульсивным человеком, всегда может быть подчинена собственно человеку, человеку воли, при условии, однако, что он научился пользоваться ею, а не уподоблялся животному, слепо подчиняющемуся всем бессознательным побуждениям.
Рассмотрим теперь в подробностях, каковы бывают эти побуждения.
Все, что мы сказали до сих пор об устройстве человека, носило характер тройственности, поэтому мы можем ожидать, что такой же характер имеют и все происходящие в нем явления.
При испуге, ожидании чего-либо страшного (экзамены, смотр) человек чувствует тяжесть в желудке, в моменты любовных объяснений, напротив, – в сердце. При решении трудного вопроса такое же ощущение замечается в голове.