Магия конфликтов. Психические техники доминирования - стр. 2
Не случайно западная медицина сегодня все чаще обращается к тем или иным приемам и методам так называемого нетрадиционного целительства (наверно, правильнее было бы считать традиционными именно их), извлеченного из недр этих самых традиций. В свою очередь медицинская наука, а еще чаще смежные с нею области научного поиска то и дело «открывают» что-то такое, что досконально описано в каких-то мистических источниках уже очень давно, – разве что, в других выражениях. Сегодня на Западе среднестатистического человека вряд ли удивишь акупунктурными методами лечения целого ряда заболеваний; у дипломированных специалистов, его практикующих, появился даже европеизированный термин – «рефлексотерапия». Между тем, когда мы берем саму теоретическую базу, на которой он основан, и переносим ее, предположим, на какие-то области психологии (а это база превосходно с ними стыкуется и, кстати, многое в них проясняет), то моментально наталкиваемся на совершенно нелогичные, на мой взгляд, возражения высоколобых столпов западной науки: дескать, это – мистика, которая ничем не подтверждена. А как же, спрашивается, многолетнее, причем весьма успешное использование этой «не подтвержденной мистики» при иглоукалывании, магнитной терапии, су-джок терапии, во всевозможных восточных оздоровительных системах, уже отстоявших свое позиции и на Западе, и т. д. и т. п.?
Вернусь, впрочем, к основной теме. Как нетрудно догадаться, сегодня существует несколько подходов к ней. Во-первых, подход психологический, подход западный, в основе которого – теория высшей нервной деятельности академика Павлова. Тут тоже имеется немало течений и школ, из которых я выбрал для этой книги одну из наиболее современных и, на мой взгляд, перспективных. Это – нейро-лингвистическое программирование (НЛП), современное течение практической психологии, в основе которого – метод замечательного американского гипнолога и психотерапевта Милтона Эриксона, развитый его ближайшими учениками и последователями.
Но для глубокого понимания процессов, происходящих в нашей психике во время взаимодействия с окружающими и, в частности, во время конфликтов с ними, нам никак не обойтись без энергетической модели человека разумного, принятой в восточных традициях. Поскольку этих традиций достаточно много, мы не можем говорить о какой-то единой восточной энергомодели, – все они, эти модели, несколько разнятся от течения к течению, от школы к школе. Существует, однако, два принципиальных подхода к энергосистеме человека разумного, которые условно можно назвать китайским и индийским.