«Любовь – небес святое слово». Классика русской женской поэзии
1
Мережа, мрежа – сеть рыбака.
2
В значении уплетает — быстро, жадно ест.
3
Из вокальных циклов Р. Шумана на стихи Елизаветы Кульман «Семь песен» и «Девичьи песни» (1851 г.).
4
В 1827 году в альманахе «Северные Цветы» появились пушкинские «Отрывки из писем, мысли и замечания». В одном из этих «отрывков» он писал о женской поэзии: «Жалуются на равнодушие русских женщин к нашей поэзии, полагая тому причиною незнание отечественного языка: но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Баратынского? Дело в том, что женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностью самой раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстраивают меру, уничтожают рифму. Вслушайтесь в их литературные суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия… Исключения редки». Именно за эти слова Анна Готовцева укоряла своего кумира.
5
«На смерть поэта», Михаила Лермонтова – самое знаменитое, но не единственное стихотворение, написанное в роковые дни 1837 года. 29-м января датировано стихотворение Федора Тютчева «Из чьей руки свинец смертельный…», 6-м февраля – стихотворение Федора Глинки «Воспоминание о пиитической жизни Пушкина», всего же о гибели Пушкина было создано девятнадцать стихотворений, но только шесть из них появились в печати уже в 1837 году: Надежды Тепловой, Федора Глинки, Александра Подолинского, Ивана Бороздны, Семена Стромилова и Мирзы Ахундова (в переводе с персидского Александра Бестужева-Марлинского). Имя Надежды Тепловой стоит одним из первых в этой посмертной поэтической пушкиниане.
6
Ваии – пальмовые ветви.
7
Первое стихотворение Евдокии Ростопчиной (урожденной Сушковой), опубликованное в альманахе «Северные Цветы на 1831 год» за подписью «Д…л…». Романс А.А. Алябьева (1830-e гг.).
8
«Из глубины воззвал к тебе, Господи» (лат.).
9
Стихотворение обращено к «игуменье-генеральше» Марии Тучковой – вдове генерала Александра Тучкова-четвертого (в 1913 году Марина Цветаева напишет о нем и его гравированном портрете стихотворение «Генералам 12 года»), основательнице знаменитого Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле, в котором поэтесса Елизавета Шахова стала послушницей Елизаветой. «Пиитические опыты» пятнадцатилетней Елизаветы Шаховой в 1837 году издала Императорская Академия Наук, второй сборник «Стихотворения Елизаветы Шаховой» в 1839 году издал сам Император. Третий сборник «Мирянка и отшельница» вышел лишь через десять лет, в него вошли стихи как поэтессы-мирянки, так и поэтессы-послушницы Спасо-Бородинского монастыря.