«Любовь – небес святое слово». Классика русской женской поэзии - стр. 16
10 апреля 1854.
Дерпт
Особое место в поэтическом творчестве Каролины Павловой занимает стихотворение «Разговор в Кремле», вышедшее в 1854 году отдельным изданием накануне Крымской войны и ставшего своеобразным продолжением пушкинского манифеста «Клеветникам России». С преддверием и началом Крымской войны связано немало произведений русских поэтов: «Русь» Ивана Никитина, «Коляска» Аполлона Майкова, «Ура!» Федора Глинки, «Песнь Русского ратника», «К ружью» Петра Вяземского, «Суд Божий» Хомякова, «Теперь тебе не до стихов…» Федора Тютчева и другие. Поэты выразили общую тревогу, общий патриотический подъем и… тут же попали в разряд ура-патриотов. Стихотворение Тютчева увидело свет лишь в 1868 году, Майкова – в 1898-м. В тютчевских строках «все богохульные умы, все богомерзкие народы» цензура усмотрела «несколько резкий тон изложения». Аполлону Майкову тоже придется долго оправдываться за неопубликованную «Коляску». «Вы «свобода» нам кричите,// Я одной себе ищу – // Думать так, как я хочу,// А не так, как вы хотите!» – напишет он, но много позже. Каролина Павлова после ряда критических отзывов направила в «Современник» письмо, в котором, наоборот, попыталась еще более прояснить свою «позицию». «Его люблю, – писала она о «Разговоре в Кремле», – потому что коснулась в нем предмета священного для меня, и написала его во время, памятное нам всем. Прошедшей весною, когда мы ожидали событий неслыханных, бомбардирования Кронштадта и войны около Петербурга, отчаянного натиска и вдохновенного отпора, когда вся родина откликнулась, когда всякий делал, что мог, что умел, дала и я свой стих, – все, что имела. Эти строфы, написанные в последние недели Великого поста, создавались почти сами собой».