Любить Бога и любить человека. Домашние беседы - стр. 14
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф 4, 1).
Вы спрашиваете: «искушение – как оно могло реально происходить?» Вы все, наверно, помните картину Крамского «Христос в пустыне». Это, скорей всего, могло происходить именно так. Внутренне. Совершенно не обязательно себе представлять, как в кинофильме «Евангелие от Матфея» Пазолини, что Христос молится в пустыне, подняв руки, а сзади по пустыне идет, поднимая ветер, в бедуинской одежде, какой-то человек с темным лицом. Вот он приближается, и начинает Ему говорить. Это совсем не обязательно. Прежде всего, откуда мы это знаем? Ведь Он был один. Поэтому совершенно ясно, что Он об этом рассказывал. Как всегда, Он говорил притчами, и в данном случае Он мог выразиться образно.
Есть люди, которые предполагают, что искушающими могли быть человеческие агенты зла. Можно себе представить, что Христос оказался около ессейского монастыря, и люди, увидев в Нем Помазанника Божия, хотели подвигнуть Его на ложный путь. Но смысл всегда остается тот же: либо искушение явилось как внутренняя мысль, либо оно явилось как внешняя привходящая идея. Это в равной степени возможно. Наименее правдоподобно как раз то, что изображают в живописи: когда сатана приходит в виде какого-то негра с крыльями от летучей мыши.
Православный греческий Монастырь Искушения, где по преданию в пещере сорок дней постился Иисус Христос. Основан в 340 г.
В сущности говоря, так не бывает, потому что пропадает весь эффект действия сатаны. Охотник ведь всегда должен быть замаскирован; если охотник подкрадывается к стаду и при этом поет громкие песни, – он не охотник. Если сатана идет с рогами и копытами, то он не сатана, а просто существо, которое, так сказать, пугает публику. А действие должно быть внутренним.
Теперь спрашивается, почему Христос должен быть искушаем? Потому что это поворотный момент истории, и вот они, ложные пути к спасению мира. И нам понятно: сделай эти камни хлебом, бросься – покажи чудо, поклонись мне, то есть злу! – и я тебе дам все. И перед этим искушением стояли очень многие властители – с самыми лучшими намерениями! Они поклонились перед силой зла и получили все. Но без радости, и без пользы. Значит, здесь показывается негативная сторона власти, которую Христос отвергает.
Заметьте, что во всех случаях Он ссылается на Писание и тем самым дает нам пример того, что ответы на свои проблемы надо находить в Писании. Во всех трех случаях Он отвечает цитатой… Иными словами, Он показывает, что истинный путь Бог уже изначально указал в Писании, и не надо сейчас что-то выдумывать. Сказано в Писании, что не хлебом единым жив человек; не Он сейчас придумал эту истину, а это сказано в Законе Божием.