Любить Бога и любить человека. Домашние беседы - стр. 13
(Конец записи)
«Исследуйте Писания…»
По Евангелиям от Матфея и Марка
«Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3, 15).
«Исполнить всякую правду» – очень странные слова, и понять их до конца трудно, почти невозможно. Это есть косвенное доказательство в пользу того, что евангелист не придумал этой фразы, иначе он придумал бы что-то более понятное и для себя, и для своей аудитории. А эта фраза сохранена Преданием в своей некоторой, скажем так, загадочности. Христос так выразился, и это запало, сохранилось в Предании, потом зафиксировалось письменно, но расшифрованным не стало.
Прежде всего нужно сказать, что нет одного окончательного толкования этих слов. Среди многочисленных вариантов, которые я приводить здесь не буду, есть два. Первое: когда Он говорит «нам» – Он имеет в виду нас, людей вообще, всех. И Он говорит, что исполнять правду Божию надо вот таким образом, – то есть надо начинать с покаяния. И хотя Он Сам в нем не нуждался, Он поставил Себя вместе с нами, чтобы показать, с чего должен начинаться наш путь, путь каждого человека.
Я видел многих людей с замечательными духовными способностями, переживавших тонкие мистические чувства, – но если у них не было покаяния, не было желания оставить свои грехи и направить свою душу на совсем другое дело, – ничего из этого не получалось. Они просто постепенно погрязали в том, что имели. И недаром Евангелие начинается с покаяния.
Это общий смысл. Но есть другой смысл, вероятно, более близкий к подлиннику. Возможно, что выражение «всякая правда» обозначает в данном контексте «правду Божию», заключенную в Писании. Нам должно «исполнить», то есть завершить то, что сказано в Писании. А в Писании сказано, что перед пришествием Христа люди должны покаяться и должен явиться пророк Илья, который введет Христа в мир, потому что все будет совершаться согласно предустановленному Божественному плану>1. Поэтому нам надо исполнить «всякую правду», то есть план Божий. Но, я еще раз подчеркиваю, что хотя общий смысл этих слов ясен – все-таки они остаются загадкой, и не все в Евангелии так легко решается, есть вещи, которые, я подчеркиваю, остаются загадкой.
Различие между загадкой и тайной в том, что загадка – это то, что может быть расшифровано и сформулировано, а тайну мы можем чувствовать, воспринимать, но она никогда не может быть до конца формализована. Как говорил Гете, тайна – это то, что мы делим-делим-делим, но остаток всегда будет. А загадка – это то, что может быть решено без остатка.