Размер шрифта
-
+

Логика бытия - стр. 3

Разум как явление – самое благодатное для человека, но и его наказание, потому что он открыл «ящик Пандоры» породившей столько изощренной морали нанесшей вред человечеству. Благодатное – по причине возможности совершенствования разума до уровня познания самого себя и своей истины.

БЕСЕДА С НИЦШЕ

Читатель, прежде чем начать беседу с великим мыслителем своего времени Фридрихом Ницше, остановим внимание на его детстве, так сильно повлиявшем на творчество.

Фридрих родился 15 октября 1844 г. в бедной деревушке Реккен, расположенной на границе Пруссии и Саксонии. Семья Ницше была очень набожной: и дед, и прадед, и отец преподавали богословие. В 4 года мальчик потерял отца, страдающего последние годы безумием. Ранняя встреча со смертью внесла трагический мотив в детские переживания Фридриха, образ умершего отца не оставлял его. В 6 лет мальчику приснился кошмарный сон о том, как раскрывается могила и из нее выходит закутанный в саван отец. Покойник проходит через всю церковь, где когда-то читал проповеди, и вскоре возвращается с ребенком на руках. Могила опять разверзается, и отец исчезает в ней вместе с малышом. Вскоре после этого сна заболевает и скоропостижно умирает младший брат Фридриха – Иосиф. Его хоронят в могиле отца. Сон сбывается. Трагический эпизод детства бросает роковую тень на жизнь и судьбу мыслителя, и все последующие годы Ницше проходят под знаком скрытой, беспощадной борьбы живой души с мертвящим холодом накрывшей ее тени смерти. Эта борьба закончилась его безумием.

Основополагающая мысль, провозглашенная Ницше, – смерть Бога скорее проистекает не из смерти самого человека, а из страха одиночества, порожденного отсутствием «веры», образовавшейся в результате пустоты, мертвящим холодом оцепляющей человека. Нет веры, нет истины, нет цели, а что осталось – пустота или радость животного инстинкта? К сожалению, Ницше забыл о том первоначальном и сокровенном, что отДелило человека от животного, – созерцательности. Хотя он пишет: «Скоро сама наклонность к созерцательной жизни войдет в презрение», – имея ввиду деградацию общества. Но ведь вышли мы оттуда, так почему бы и не вернуться, чтоб снова возродиться как феникс и подтвердить цикличность и повторяемость процессов бытия, подтвердить великую истину, которая руководит данным процессом.

Самый выстраданный афоризм Ницше «Нельзя долго глядеть в бездну, иначе бездна отразится в тебе» показывает всю глубину противоречивой сути Ницше. Человек, в совершенстве владеющий словесностью, с железной логикой мышления, вечно ищущий истину, попадает в сети противоречий, расставленные самой сутью разума. Предостерегая человечество Ницше, утверждал: «Все философы обладают тем общим недостатком, что они исходят из современного человека и мнят прийти к цели (истине) через анализ последнего. Отсутствие исторического чувства есть наследственный недостаток всех философов». Возможно, он намекал на диалектику развития общества повторяемость исторических процессов по спирали на более высокой ступени и в ней видел истину, но это заблуждение. Истина не в повторяемости процессов бытия (это всего лишь следствие), а в свойстве, заложенной в материи – распаде, т.е. началом и концом, порождающим цикличность. Признавая как наследственный недостаток всех философов, познание первого через последнее, Ницше не понимал, что последнее есть подтверждение первого, невозможно последнее – если отсутствует первое, даже в том случае, когда последнее отрицает первое.

Страница 3