Литва. Янтарный край - стр. 21
Криве-кривейте избирался на всю жизнь вайделотами; он по большей части в старости приносил себя в очистительную жертву богам за весь народ. Предание называет имена 20 первосвященников, добровольно умерших на костре.
Учреждение криве-кривейте было очень древнее: писатель XVI в. Симон Грюнау, если верить ему, в своей хронике представил список до 50 лиц первосвященнического звания в их последовательном порядке. Вот некоторые из них: Брутен, Буден, Марко, Телейно, Яйгелло, Монгайло, Ливойлес (убит Болеславом Храбрым), Бейтонор, Аллепс. Этот криве-кривейте, видя, что рыцари одолевают литовцев, собрал народ и сказал, что победы рыцарей удостоверяют его, что христианский бог сильнее богов литовских, и советовал принять христианство; народ, возмущенный жрецами, хотел его убить; но он, благодаря друзьям своим, бежал к рыцарям и там принял христианство. Из преемников Аллепса замечателен был Лиздейко, который, как говорит предание, найден был ребенком в орлином гнезде около Вильны… Он, по словам того же предания, посоветовал Гедимину построить г. Вильну. Последним криве-кривейте был Гинтов, который пережил крещение Ягайлом литовцев и разрушение “Ромове”. Он умер при Витовте в 1413 году».
По свидетельству историков, литовцы выработали стройную, крепкую и авторитетную жреческую иерархию, по сути, сословие, но не замкнутую касту. Высшие должности здесь получали те, кто был выбран жрецами из своей среды и утвержден криве-кривейте. Низшие должности переходили автоматически по наследству.
Сообщество жрецов делилось на классы:
Изображение Ромовы. Из книги К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684 г.
Жрецы криве были охранителями священных предметов. Они заведовали священными местами и руководили низшими жрецами. Криве избирались вайделотами, после чего криве-кривейте жаловал их палками с двумя кривулями. Эти жрецы семь раз опоясывались белыми широкими лентами поверх одежды.
Кривуле были судьями народа, но не в очень важных делах. Символом их власти была палка с одним загнутым концом, этот деревянный «жезл» они получали также из рук первосвященника. По его поручению (реже – по поручению криве) кривуле созывали народные собрания. Выглядело это так: кривуле отдавали свою палку ближайшему жителю, тот передавал ее соседу, сосед, в свою очередь, дальше. Пущенная «по эстафете» палка, обойдя всех жителей, возвращалась к жрецу. Все было оповещены о том, где и когда нужно собраться, чтобы узнать волю богов.
Вайделоты. Эта группа жрецов более всех известна в древней истории Литвы. Вайделоты отвечали за многое – учили и наставляли народ, а также лечили его, приносили жертвы. Носили длинную одежду, отороченную белой полотняной тесьмой, застегивающуюся тремя пуговицами, которые прикреплялись к двум белым шнуркам. Пояс этих жрецов был белый, полотняный, с металлической пряжкой. Низ платья жреца-вайделота был оторочен клочками звериной шерсти. Во время жертвоприношений вайделот надевал на голову венок из листьев священных дубов. Придя в дом больного, вайделот, которого приглашали, чтобы он исцелил хворого, начинал с того, что, мол, если богам угодно, чтобы больной умер, то не остается ничего лучшего, чем наслаждаться блаженством; после чего жрец начинал читать молитвы. Если болезнь затягивалась надолго, то вайделот советовал страждущему принять какой-либо обет, исполнение которого отлагалось до выздоровления. Но если больной не шел на поправку, то жрец пускал в ход самое сильное средство: он приносил золу с главного жертвенника «Ромове» и с помощью разных обрядов отгонял хворобу.