Размер шрифта
-
+

Литва. Янтарный край - стр. 23

Приносили в жертву не только козлов, но и людей. Причем часть жертв добровольно соглашались таким образом очиститься от грехов. Как правило, это были больные, увечные или глубокие старики. Известно, что соглашались стать жертвами в угоду богам криве-кривейте преклонных лет, а некоторые женщины находили в этом благоприятный исход для больных детей, которых в загробном мире должен был принять у себя Патримнос.

При большом стечении народа в жертву также приносились военнопленные, в том числе знатные.


В летописи прусского хрониста Петра из Дусбурга от 1261 г. читаем следующее: «…В этом году прусское племя одержало значительную победу над крестоносцами; взяли многих в плен и решились одного из них принести богам в благодарственную жертву; с этой целью между пленными бросили жребий, который упал на богатого и благородного гражданина магдебургского Гирцгальса; но тот обратился с просьбою о спасении к одному из прусских старшин – Генриху Монте, которому Гирцгальс сделал много добра, когда сам Монте был в Магдебурге в качестве пленного; по ходатайству этого старшины Гирцгальса действительно освободили от принесения в жертву; поэтому приступили снова к жребию, и жребий снова упал на Гирцгальса; но и на этот раз Монте выручил рыцаря; бросили жребий в третий раз, и жребий в третий раз пал на Гирцгальса. После этого Гирцгальс уже больше не стал просить помилования: пошел добровольно на костер, где и сожжен был во всем вооружении».

Погребение

Литовцы-язычники верили в бессмертие души и в то, что в загробном мире ее ждет награда – для того, кто без ропота принимает дарованное судьбой, или наказание – для тех, кто дерзновенно пытался судьбе своей противиться, а это грех. Как его искупить? Только принесением в жертву себя самого или же предмета, «дорого сердцу». П. Брянцев отмечает, что самым страшным наказанием для литовцев считалось осуждение души человека на ничтожество; в противном случае человек улетал на небо или оставался невидимо на земле, не переставая быть вечным. А живший в XIII в. краковский епископ Викентий Кадлубек писал в одной из своих работ, что литовцы верили в переселение душ покойных людей в тела зачатых младенцев или даже в тела животных.


Перед началом жертвоприношения


Своих покойников литовцы большей частью сжигали на третий день после смерти. Сжигали вместе с теми предметами, которые те любили в жизни, – с воином, например, исчезали в огне боевой конь, сабля, пика, лук, стрелы, щит и пр. Нередко в пламени костра уходила в иной мир и жена покойника, а также его слуги. Считалось, что покойный рано или поздно воскреснет и восстановит свое общественное и семейное положение.

Страница 23