Литва. Янтарный край - стр. 10
Вот как писал о значении Грюнвальдской битвы русский историк С.М. Соловьев: «Грюнвальдская битва была одною из тех битв, которые решают судьбы народов: слава и сила ордена погибли в ней окончательно, покорители разъединенных пруссов встретили громадное ополчение из трех соседних народов восточной Европы, пред которым сила, мужество, искусство рыцарей оказались недостаточными; военное братство, существовавшее для борьбы, не имело более ни средств, ни цели для борьбы; силы его поникли пред соединенными силами трех народов христианских; в ополчении врагов ордена не приносилось более языческих жертв, в нем раздавалась христианская молитва “Богородице Дево, радуйся”. Орден был предоставлен собственным средствам; потерянные силы не восполнялись более толпами рыцарей из разных краев Европы, потому что орден не вел более войн с неверными; следовательно, существование его становилось уже бесцельным, ненужным и существование это после Грюнвальдской битвы представляет только продолжительную агонию».
В битве при Грюнвальде у крестоносцев было около 16 тыс. тяжелой кавалерии, около 50 тыс. пехоты, наемников – около 3 тыс., а всего (с учетом обоза) до 85 тыс. человек. В арсенале крестоносцев имелось около 100 бомбард (пушек). Войско крестоносцев состояло из 22 народностей, но в основном это были немцы.
У литовско-польско-русского войска была 91 хоругвь (хоругвь была тактической единицей и насчитывала около 200 всадников и 800—1000 человек пехоты). Всего союзники имели до 130 тыс. человек, из которых было 23–24 тыс. конницы. Пехоты было около 70 тыс., наемников – 12 тыс. Бомбард было меньше, чем у немцев. В состав союзной армии входили также татары, жмудь, армяне, волохи и наемники: чехи, моравы и венгры.
Армия Тевтонского ордена была уничтожена: убито 18 тыс., ранено до 40 тыс., разбежалось около 27 тыс. Взято 52 знамени, все бомбарды, богатый обоз. Союзники потеряли убитыми 3–4 тыс., ранеными – около 8 тыс.
По Торнскому миру (1411) Ягайло и Витовт получили Жмудь в пожизненное владение; в 1422 г. Тевтонский орден окончательно отказался от Жемайтии.
Клайпедский историк, доктор философских наук Андрей Фомин считает некорректным введение в научный оборот другого названия битвы – при Жальгирисе. Весь мир знает битву при Грюнвальде или при Танненберге как Грюнвальдскую или Танненбергскую битву. Поле боя оказалось между селениями Танненберг и Грюнвальд. Литовские историки новейшего времени ввели понятие «Жальгирис». Но «Жальгирис» – это дословный перевод на литовский язык названия Grünewald – «зеленая роща». А ведь даже в главном историческом труде довоенной Литвы – «История Литвы», изданном в 1936 г., – такого понятия нет, отмечает А. Фомин.