Размер шрифта
-
+

Литературоведческий журнал №40 / 2017 - стр. 8

             Хотя в нем горесть обитает, –
             Но мы для света рождены,
             Душой, умом одарены
             И должны в нем, мой друг, остаться.

И затем следует наставление:

             Кто малым может быть доволен,
             Не скован в чувствах, духом волен,
             Не есть чинов, богатства льстец;
             Душою так же прям, как станом;
             Не ищет благ за океаном
             И с моря кораблей не ждет…
             ………………………
             Кто смотрит прямо всем в глаза…
             ………………………
             Кому работа не трудна,
             Прогулка в поле не скучна
             И отдых в знойный час любезен;
             Кто ближним иногда полезен
             Рукой своей или умом;
             Кто может быть приятным другом,
             Любимым, счастливым супругом
             И добрым милых чад отцом…
             …………………………
             Тому сей мир не будет адом;
             Тот путь свой розой оцветит
             Среди колючих жизни терний,
             Отраду в горестях найдет,
             С улыбкой встретит час вечерний
             И в полночь тихим сном заснет.

Наряду с дружескими назидательными посланиями Карамзин пишет и просительные – «К Богине здравия» (1791), «К Милости» (1792) и др., а также элегическое «На разлуку с Петровым» (1791) и печальное, по случаю его кончины, – «Приношение грациям» (1793):

             Я друга потерял!.. Пред вами ль грусть сокрою,
             Прискорбие души, уныние мое?
             Ах, нет! от вас я жду, любезных, утешенья,
             Луча во мрачности и в горе услажденья!..
             Примите малый дар – клянуся вас любить,
             Богини милые, доколе буду жить!

Особо надо отметить послание, исполненное любви к его первой жене – Елизавете Ивановне:

             …любовь супругов так священна,
             Что быть должна от глаз нечистых сокровенна;
             Ей сердце – храм святой, свидетель – Бог, не свет;
             Ей счастье друг, не Феб, друг света и притворства.
«К Эмилии» (1802).

А также исповедальное, написанное после ее смерти от родов и обращенное к Добродетели, олицетворявшей Божью волю:

             Остаток радостей земных,
             Дочь милую, кропя слезами,
             В восторге нежных чувств моих
             К тебе дрожащими руками
             Подъемлю и молю: будь ей
             И горем здесь и утешеньем,
             Без счастья верным наслажденьем!
«К Добродетели» (1802).
4

Неоднократно говорилось об освоении нашими поэтами того времени античных и западноевропейских литературно-художественных форм. Кроме од и посланий (эпистол, писем) самыми распространенными и привлекательными тогда были басни (притчи), эпиграммы, эпитафии и надписи. Не остался в стороне от процесса освоения этих форм и Карамзин.

Страница 8