Размер шрифта
-
+

Литературоведческий журнал №40 / 2017 - стр. 10

             Мы видим счастья тень в мечтах земного света;
             Есть счастье где-нибудь: нет тени без предмета.
«Тень и предмет» (1820).
             Не сон ли жизнь и здешний свет?
             Но тот, кто видит сон, – живет.
(1825).

К жанру эпитафии Карамзин обратился по просьбе «одной нежной матери», которая просила его «сочинить надгробную надпись для умершей двулетней дочери ее», и предложил ей на выбор пять эпитафий, из которых она, как он отметил, «выбрала последнюю»:

1
             Небесная душа на небо возвратилась,
             К источнику всего, в объятия Отца.
             Пороком здесь она еще не омрачилась;
             Невинностью своей пленяла все сердца.
2
             И на земле она, как ангел улыбалась:
             Что ж там, на небесах?
3
             В объятиях земли покойся, милый прах!
             Небесная душа, ликуй на небесах!
4
             Едва блеснула в ней небесная душа,
             И к солнцу всех миров поспешно возвратилась.
5
             Покойся, милый прах, до радостного утра!
1792.

Затем Карамзин пишет просто эпитафию, безотносительно к какому-то реально жившему и почившему человеку:

             Он жил в сем мире для того,
             Чтоб жить – не зная для чего.
1797.

А также как «Надгробие шарлатану» (1799):

             Я пыль в глаза пускал;
             Теперь – я пылью стал.

К эпитафиям можно отнести и пространную «Надгробную надпись Боннету» (1793) – Шарлю Бонне (1720–1793), – «незабвенного, – как считал Карамзин, – друга человечества… великого Философа, истинного мудреца, любезного моему сердцу»6, а также две надгробные надписи в «Письмах русского путешественника»:

             Вселенная любовь иль страх,
             Цари! что вы по смерти?.. прах
             Великий человек достоин монумента,
             Великий государь достоин алтарей.

К жанру стихотворных надписей Карамзин обращается во время своего европейского путешествия в 1789–1790 гг. Там он делает более десяти надписей, семь из них в парке Эрменонвиля. Сначала общую:

             Ищи в других местах искусства красоты:
             Здесь вид богатыря Природы
             Есть образ счастливой свободы
             И милой сердцу простоты.

Затем на дверях хижины:

                     Здесь поклоняются творцу
             Природы дивныя и нашему отцу, –

на вязе:

             Под сению его я с милой изъяснялся,
             Под сению его узнал, что я любим, –

на дверях башни:

             Здесь было царство Габриели;
             Ей подлежало дань платить.
             Французы исстари умели
Страница 10