Литература Востока - стр. 3
Языковое наследие Индии велико (ученые считают более 50 языков – примерно). Некоторые народности имеют свой литературный язык, а иные, кроме местных сказок, ни чем не могут похвастаться. В 20 веке в Индии получила развитие проза – историки считают, что увеличение грамотного населения и влияние европейской литературы – вот те причины, которые увеличили популярность прозы. Мы кратко рассмотрим некоторые литературные языки многочисленных народов Индии – среди некоторых местных отклонений у них четко выявлен основной стержень – единая жизнь народа этой большой страны.
Литература хинди.
Амритрай. Отрывок из рассказа «Черный лимузин»:
«Голубой особняк, что возвышается в стороне от поселка, – личная собственность господина Капура. Господин Капур в прошлом был крупный чиновник. Ныне он в отставке, и поскольку пост, который занимал он в свое время, считался весьма высоким, то и пенсия, назначенная господину Капуру, тоже весьма солидная… И вдруг – уж не сон ли это? – засевшие в доме видят: из-за угла выезжает длинный черный лимузин и, медленно подкатив к крыльцу, плавно притормаживает. В особняке лихорадочно хватаются за оружие. Дверца лимузина распахивается, и из машины вылезает непомерно длинный, изможденный человек…»
Литература урду.
Кришан Чандар. Отрывок из рассказа «Бумажное родство»:
«Перс Кейкобад привез из Мешхеда третью жену. Стройная и пленительная нежной красотой юности, она вселила в его сердце позднюю, но пылкую любовь. И. должно быть, именно поэтому молодая жена довольно быстро прибрала к рукам весь дом. Когда Кейкобад закрывал ресторан и возвращался домой, она не оставляла его в покое до тех пор, пока он не выкладывал всю дневную выручку, до последней копейки…»
Бенгальская литература.
Шомореш Бошу. Отрывок из рассказа «Переправа»:
«Работы больше не было, и они сидели на берегу. Мужчина и женщина. В это время вдали показалось стадо. Ломая на пути кустарник и поднимая клубы пыли, оно устремилось к берегу, будто гонимая ветром грозовая туча…
Двое на берегу следят за облаками взглядом. А что еще делать? Работы-то все равно нет. Пусто на берегу в эту пору. Людей не видно. В тусклом полуденном мареве жмурятся и мигают издалека окна завода…»
Маратхская литература.
Вишну Сакхарам Кхандекар (1898-). Отрывок из рассказа «Заход солнца»:
«…Автобус, отправляющийся в Савалгао, давно уже был переполнен. Сунита сидела в углу и равнодушно, без всякого интереса перелистовала захваченный с собой журнал. Она взглянула на часы. Четвертый час. Ну, конечно, домой я попаду не раньше шести. Отец будет беспокоиться, тревожить соседей. А разве ему станет легче, после того как я приеду? Написала письмо против его воли, еле-еле уговорила подписать – и что же из всего этого вышло?!.»