Размер шрифта
-
+

Литература эпохи Возрождения - стр. 15

Добычей царской нагружен богато

Ах, мука вновь зреть место, где когда-то.

Для глаз моих день солнцем озарило.

Тысяча слав  его здесь окружила,

Почет от самых знатных, в час возврата.

О слышанном свидетельствовал свято

Изысканный рассказ и взоров сила…»

Гаспара Стампа.

Слава и любовь.

«Синьор, не тратьте ваших юных лет

На беспокойный труд погони страстной

За славой и почетом по опасной

Стезе отличий всяких и побед.

Исполните любви благой совет:

Давайте жить четой во всем согласной

В долине этой тихой и прекрасной,

Покуда нам сияет солнца свет.

Плоды честолюбивых всех усилий

Всегда горьки. И слава и почет

Навек забудутся в сырой могиле.

А тут, средь птиц, чей звонкий хор поет

Хвалу любви, мы радостно бы жили,

Сбирая розы и плоды весь год».


Саннадзаро


Джакомо Саннадзаро (1458 – 1530) – неаполитанский поэт. Родился в Неаполе. Был близок с гуманистом Понтано. В течении многих лет служил государям Арагонского дома. В качестве придворного поэта он писал «фарсы», «комические монологи», любовные стихотворения во вкусе Петрарки. Его европейская известность покоится на пасторальном романе «Аркадия», оказавшем решающее влияние на развитие пасторального жанра в европейской литературе 16-17 веков («Диана» Монтемайора – 1559 г.; «Галатея» Сервантеса – 1585 г.; «Аркадия» Лопе де Вега – 1598 г.; «Аркадия» Сиднея – 1580 г.) В романе прозаический текст перемежается стихотворными эклогами. Литературоведы считают, что на автора повлияло творчество Феокрита, Вергилия и Овидия.


Из «Аркадии»: Эраст над могилой пастуха Андроджео


Эклога.

«Душа блаженная, тобою

Земные сброшены покровы,

Ты вознеслась на небеса нагая;

Там вместе со своей звездою

Ликуешь ты в одежде новой,

Все помыслы земные презирая;

Сверкаешь ты меж духов рая

Вовек не меркнувшим светилом;..»


Бембо


Пьетро Бембо (1470 – 1547) – писатель, законодатель итальянской поэзии начала 16 века. Родился в Венеции, получил гуманистическое образование. В 1513 году был секретарем папы Льва 10; в 1539 году принял кардинальский сан.

Бембо высоко ценил Петрарку и Боккаччо, от языковых канонов он предлагал не уклоняться в сторону живой разговорной речи. Бембо вел борьбу с прециозным стилем галантной лирики конца 15 века. Как поэт и теоретик он канонизировал поэтическую манеру Петрарки, его лирические жанры, образы, эпитеты. Бембо положил, таким образом, основание для широкого развития поэзии петраркистов 16 века.

Большое влияние на современников оказала его книга диалогов, посвященная Лукреции Борджиа, «Азоланские беседы», в которой он развивает идею высокой спиритуалистической любви, почерпнутую им из лирики Петрарки, сочинений Платона и итальянских неоплатоников 15 века. Беседу ведут трое венецианских юношей и три придворные дамы в пышном саду. Один из юношей Джисмондо предлагает обсудить вопрос – является ли любовь благом или злом, Пероттино начинает говорить против любви. Джисмондо произносит пространную речь в защиту любви. Третий юноша, Лавинелло, говорит об истинной платонической любви, которая обращается к божественному и вечному, по сравнению с которой земная красота – лишь бледный отсвет и мимолетная тень. Здесь литературоведы видят влияние крашенной прозы Боккаччо.

Страница 15