Размер шрифта
-
+

Литература 20 века - стр. 5

Аполлинер – «Стихотворение»:

Он вошел.

Уселся на стул.

Он не смотрит на красноволосое пламя.

Загорается спичка.

Он встал и ушел.


О первой мировой войне 1914-1918 писали: Моррас – публицистика, Баррес – публицистика, Бурже – роман «Смысл смерти» (1915), Фаррер – «Четырнадцать солдатских рассказов» (1916). Смысл всех этих произведений был в лозунге – «отечество в опасности». Против войны выступил Р. Роллан, А. Барбюс (роман «Огонь»).


Во французской литературе 30 – х гг. 20 века ярко представлено творчество писателей: А. Монтерлана выступил с романом «Сон», полемически направленным против «Огня» Барбюса; Л. Селин, автор романов «Путешествие на край ночи», «Смерть в кредит».

Против фашистской опасности выступили писатели: Барбюс, Арагон (цикл романов «Реальный мир»); Роллан (роман «Очарованная душа»; Блок (книга «Испания, Испания»); А. Шамсон (роман «Каторга»).


Реалистический метод во французской литературе этого времени применяли многие писатели: Р. Мартен создал многотомный роман «Семья Тибо» (1922-1940), где в первых шести томах автор придерживается жанра семейной хроники, но в последующих раскрыто широкое социальное полотно; Дюамель опубликовал «Хронику семьи Паскье» в 10 томах, где история одной семьи сочетается с изображением культурного кризиса в обществе.

В годы оккупации Франции гитлеровскими захватчиками возникла подпольная патриотическая литература. В Париже было организовано «Полночное издательство», которое опубликовало до 1945 года сорок книг писателей Сопротивления: Э. Триоль «Авиньонские любовники»; Мориак «Черная тетрадь»; Арагон «Паноптикум»; Ж. Кассу «Тридцать три сонета, созданные в тюрьме»; и др. В период войны и оккупации Франции, не только Париж был центром книгопечатания, но в этом принимали участие и другие города (Марсель, Лион). В Швейцарии издавался журнал А. Бегеном. Журналы осуществляли роль издательств, где печатались Элюар («Открытая книга»), П. Жува («Слава»).


Элюар

Поль Элюар (1895-1952). Участник первой мировой войны. В 1919 году сблизился с дадаистами (сборники «Животные и их люди, люди и их животные», «Примеры»). В 1924 году был одним из создателей группы сюрреалистов. В 30-е годы он встает на антифашистские позиции. В оккупированном Париже пишет сборники «Открытая книга 1», «Открытая книга 2». В 1942 году поэт издал сборник «Поэзия и правда».

Отрывок из стихотворения «Свобода» (сборник «Поэзия и правда»):

«…На гибели без возврата,

На голом сиротстве своем,

На шествиях погребальных

Я имя твое пишу…

Могуществом этого слова

Я возвращаюсь к жизни,

Страница 5