Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов - стр. 24
Как же изображен в стихотворении мир бури? После перечитывания первой строфы «Зимнего вечера», состоящей из восьми стихов, внимание учеников следует обратить на то, что вся первая строфа, рисующая картину бури, состоит из одного сложного предложения. Благодаря этому описание бури воспринимается читателем и слушателем как единая, подчеркнуто законченная картина, которая воспринимается цельно, на одном дыхании. Чередование сменяющих друг друга картин зимней бури подчеркнуто повторением частицы «то», которая непосредственно связана с глаголами движения «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит». Приставка «за», настойчиво повторяющаяся в этих глаголах, оттеняет сочетание разных начальных действий в картине разыгравшейся бури (к этим глаголам примыкает прилагательное «запоздалый» с той же приставкой, поддерживая звуковой аккорд первой строфы). Звуковая выразительность картины создается в «Зимнем вечере» искусным использованием запоминающихся сравнений – «как зверь», «как дитя», «как путник запоздалый». «Звуковой портрет» бури дополняет и повторение звуков: звука «р» в начальной части стихотворения («буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь», «кровле», «вдруг») и «шуршащих» звуков, которыми насыщена вторая часть первой строфы стихотворения («обветшалой», «зашумит», «в окошко застучит»).
В последнем стихе первой строфы появляется местоимение «нам», которое соединяет картины, изображенные в смежных восьмистишиях стихотворения. Тема второй строфы – изображение «ветхой лачужки», в которой нашли приют поэт и старая женщина. Миру бури противостоит мир дома с его тишиной («приумолкла у окна», «дремлешь»). Стихотворение насыщено обращениями-перифразами: поэт, избегая повторения, в каждом новом обращении к няне, использует разные слова и отмечает разные качества героини, то есть перефразирует обращения. Обращение «моя старушка» проникнуто щемящей нежностью. В традиционно высоком обращении «мой друг» нет никакого преувеличения: няня была одним из первых друзей поэта, о ней он помнил всегда и любовь к ней пронес через всю свою жизнь. Наконец, обращение «добрая подружка бедной юности моей» в начале третьей строфы заставляет вспомнить и об испытаниях, выпавших на долю поэта, и о верности, преданности няни поэту во время вынужденной долгой разлуки с ним.