Лихое время. «Жизнь за Царя» - стр. 28
– Благослови, батька! – подходили казаки, срывая шапки.
Старец был иеромонахом, по сути, священником, только в ангельском чине. Привычно вздевая длань над склоненными головами, приговаривая: «Бог благословит!», Авраамий Палицын заходил все глубже и глубже в толпу. Когда поток желающих получить благословление иссяк, старец спросил:
– А что, казаки, правда али нет, что в бой вы идти не хотите?
– Так чего нам там делать-то? – хитро усмехнулся один из казаков, судя по богатому поясу с золотыми бляхами – из атаманов. – Богатенькие дворянчики сами справятся. На один палец ляхов покладут, а другим прихлопнут.
Хитрована поддержали сотоварищи:
– Управятся! У дворян-то брони в серебре, едят с золота.
– Сами-то земские жалованье по рублю в неделю получают, а нам жмотят!
– А мы сирые и убогие, который день без горячего!
– Вы-то хоть без горячего, а они, вон, – кивнул Авраамий на ту сторону реки. – Второй день кровушкой горячей умываются!
– Это кто тут такой воду мутит? – послышался зычный голос. Раздвигая грудью мерина толпу, к Авраамию подъехал сам князь-боярин-атаман Трубецкой. Оглядев старца, князь косо усмехнулся: – Воевода Троицкий, чернец худородный к нам пожаловал. Те чё надобно, старче?
– Ты, князь, к воеводе нашему гонца посылал, жалованье просил. Было такое?
– Н-ну… – буркнул Трубецкой.
– Я вам то жалованье и привез.
– Ой ли! – насмешливо глянул Трубецкой с седла. – Никак, все три тышши четыреста рублев притащил?
– Больше, – отозвался Авраамий, а потом, оглядев казаков, громко спросил: – А что, казаки, люди вольные, возьмете ли вы жалованье не копеечками, а товаром дорогим? Жемчугом да бархатом, посудой серебряной, миткалем да атласом?
– Возьмем!
– Давай!
– Где оно?!
Кто-то из казаков уже нацелился бежать к лодке, думая, что там и лежат дорогие товары, но Авраамий, поднял вверх руку, утихомиривая толпу.
– Не довезти мне такое жалованье, да ничего, сами возьмете. Вот, – вытащил старец из-за пазухи свиток бумаги, тряхнул его, расправляя. – Вот, тут прописано, что вольны казаки взять в Троицкой обители все, что они захотят – жемчуга с риз, все покрова бархатные, посуду да оклады серебряные! Вот и подпись игумена нашего, отца Дионисия, и моя, келаря Авраамия. Ну, казаки, сойдет такое жалованье? Тамотки не на три, а на все тридцать три тыщи добра наберется.
Среди казаков наступила мертвая тишина. Кое-кто стоял открыв рот, а кто-то, сняв шапку, начал креститься.
– Это как понимать? – без усмешки спросил князь Трубецкой. – Игумен хочет оклады да ризы отдать?
– Серебро да золото не на иконе, а в душе быть должно, – отозвался Авраамий. – Будет Москва, так и Россия будет, а за ней и Лавра краше станет. При Сергии Преподобном обитель деревянной стояла, всего и богатства – икона Троицы да Евангелие, что преподобный читал, а благолепия не меньше было! А коли Москва под поляками останется, так и храмов православных не будет – ни каменных, ни деревянных. И Лавра Сергиева не устоит!