Размер шрифта
-
+

Лида и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 2

Первое упоминание лидского кагала относится к 1623-му году. Он в это время находился в подчинении кагала гродненского (в соответствии с постановлением Литовского ваада от 1623-го года).


Фото из источника в списке литературы [2]


В это время уже лидский скоп переписывался с еврейскими соседними общинами. Благодаря позволению Короля Владислава Четвертого в 1630-м году произошла перестройка лидской синагоги, и ее размеры были увеличены.

Первоначально наблюдалась малочисленность местной еврейской общины. Когда правил король Ян-Казимир, в ней было примерно 160 чел. Отличие этой общины (кагала) состояло в ее крайней бедности, о чем говорят документы о ее обязанностях.

1.2 Еврейская Лида в 18-м-19-м столетиях. О Кельмском Магиде. Лида в начале 20-го столетия

Фото из источника в списке литературы [3]


Еврейская Лида в 18-м-19-м столетиях


В начале 18-го столетия у большинства евреев Лиды занятиями были мелкая торговля и сельскохозяйственные работы.

В 1766-м году в Лиде налоги выплачивали 1167 лидских евреев. В 1897-м году в городе проживало 5166 человек еврейской национальности (они составляли порядка шестидесяти восьми процентов городского населения).

В 1867-м году в городе Лиде было четыре действовавших синагоги. С 1881-го года действовало еврейское начальное одноклассное училище (был в нем и класс подготовительный).

В 1879-м году в городе трудились ремесленники в количестве 189-ти чел. В основном это были евреи.

В 18-м столетии в Лиде раввинами были (согласно данным еврейской энциклопедии) [5]:

«…раби Довид (позднее – раввин в Амстердаме), затем его сын Петахье и внук Довид; получил известность цадик раби Беньямин из Лиды».


Фото из источника в списке литературы [6]


В 1885-м году (в его начале) лидские евреи собрали деньги на то, чтобы В Палестине основалось поселение Мазкерэт Бате (Mazkeret Batiya).

С конца 19-го столетия евреи Лиды начали эмигрировать В Соединенные Штаты Америки.


Фото из источника в списке литературы [7]


В 1896-м году имело место возведение новой каменной лидской синагоги, которой в 1941-м году суждено было сгореть, а в 1942-м году – оказаться взорванной и разобранной на части.

Информация по раввинам в 19-м – начале столетия 20-го Лиды из еврейской энциклопедии [8]:

В 19 в. раввинами в Лиде были Илья Шик (1809—1876), в 1882 – Моисей Григорьевич Крамник, до 1899 – Мойше-Ицхок («Магид из Кельм»), в 1885—1915 – И.-Я. Рейнес, с 1915 – Д. Б. Дубовский.

О Кельмском Магиде


Кельмским Магидом проводились проникнутые эмоциональным пафосом проповеди, переходившие иногда в пение. Над ним насмехались, особенно «маскилим» (просветительское еврейское движение, критиковавшееся Магидом). Но он, тем не менее, не прекращал свои проповеди, сильно воздействовавшие на слушателей.

Страница 2