Личность в Лабиринте - стр. 20
Последний постулат всецело относим к классической науке Нового времени. Для современного неклассического представления о понятии, во всем перечисленном В. С. Библером, особенно акцентированно выступает представление об операторе. Здесь имеется в виду то обстоятельство, которое было зафиксировано в научной школе Г. П. Щедровицкого: «Когда понятия рассматриваются как точные копии или как сама действительность, то это и есть то, что принято называть метафизикой, метафизическим подходом (в ругательном смысле), а когда мы рассматриваем наши понятия как средства непрерывного и непрестанного движения, как орудие, с одной стороны, и как то, что непрерывно перестраивается или видоизменяется, с другой стороны, то это и есть то, что называется диалектикой или диалектическим подходом» . То есть в этом подходе специально формулируется, что понятия, прежде всего, «орудийны», операциональны, соотносятся не столько с предметом, но, прежде всего, с исследователем, его целями и задачами. Таким образом, современное представление о понятии весьма многообразно. Наиболее детально движение и изменение понятия рассмотрено в истории естествознания, в частности физики и математики. Рассмотрим.
В течение всего XX века в рамках естествознания и математики шел поиск новых инструментов теории, которые позволили бы рассматривать природу движения. В связи с этим, в естествознании произошел переход от идеи непрерывности к идее дискретности существования (переход от классической физики к квантовой). Законы классической физики стали представать как законы статистические. При рассмотрении же существования частицы в квантовой физике обнаружилось значительное расхождение реального поведения изолированной частицы от поведения, предписываемого классической теорией. Соответственно в математике возникло представление об операторах – мысленных операциях, осуществляемых над объектом, которые необходимо отличать от функции самого объекта. Каждый оператор имеет свой спектр собственных значений, присущих самому оператору. Таким образом, представление об объекте исследования (понятие объекта) всегда «окрашено» оператором, субъектом исследования. «Классическая», «неклассическая», «синергетическая» и другие парадигмы суть, в конечном итоге, не что иное, как операторы, задающие «спектр» значений исследования.
Одновременно в физике же сформировалось понятие об индетерминизме движения. Движение частицы (= «развитие понятия» в логике) оказалось не однозначно определяемым, а только вероятностно. Собственно, именно в связи с этим теоретики постмодернизма провозгласили отказ от диалектики как от всецело детерминистского подхода. Правда, сегодня уже можно говорить о своего рода возврате, неодетерминизме. Поведение частицы в современном понимании определяется не только динамикой движения самой частицы, но и состоянием поля, в котором осуществляется движение. В связи с этим встал вопрос об определении «всеобщего взаимодействия» или об Универсуме. В поле теории, соответственно, необходимо встает вопрос о всеобщей теории (методологии). Определение же в логике (в том числе и определение понятия), аналогично процессам в теоретической физике, стало последовательно представать не только как однозначное, но и как двузначное (дополнительное или комплементарное), и как многозначное (понятие как множество определений), и как операциональное (задаваемое спектром значений оператора). В математике понимание данного обстоятельства привело в свое время к созданию операциональной логики. Соответственно с этим и изменение содержания понятия (движение понятия) оказывается детерминировано не только логически, но самим полем теории, общетеоретической парадигмой. Соответственно, антропология вообще и философская антропология в частности, не может не претерпеть изменений, связанных с изменением метода теоретизирования.