Личность в Лабиринте - стр. 18
«Я-концепция» – высший уровень развития личности, совокупность восприятий, образов и мыслей индивида относительно самого себя. Проявляется как совокупность отрефлексированных индивидом установок и диспозиций. Включает в себя не только наши убеждения в том кто мы сейчас, но и наши возможные Я – образы того, какими мы мечтаем или боимся стать в будущем.
Это, таким образом, всегда определённое отношение, результат собственной активности индивида, не могущий возникнуть и существовать пассивно, просто как результат стороннего воздействия. Отношение как таковое возможно только с того момента как мы имеем дело с разделенностью. Не просто индивид, носитель индивидуальности, но индивид рефлексирующий, отражающий окружающее и себя в этом окружении может нести и выразить определенное отношение. До тех пор пока человек использует объяснительные модели и языковые конструкции типа: «все так делают», «так получилось», «бес попутал» и т.п. Мы имеем дело с отсутствием личного отношения и, следовательно. Отсутствие личности как таковой. Ну может незрелостью, несформированностью или дефектом личности.
Поскольку личность вырастает из индивидуальности, надстраивается над ней, то, соответственно представляет собой определенный индивидуальный способ отражения, такой способ, в котором отражаются, в том числе и все реакции, в том числе и вегетативного физиологического плана самой индивидуальности.
Лабиринт и лабиринты. Сущность и существование
Современное состояние теории человека не может претендовать на сколько-нибудь выраженную целостность. Это сопряжено с отсутствием в современной философской антропологии убедительного единого понимания предмета этой дисциплины, отсутствия единого понятия «человек». Поскольку теория есть не что иное, как развитое понятие, то такое состояние неудивительно. Такая ситуация есть отражение назревшей необходимости рассмотрения самих методологических оснований мышления в соответствии с современными представлениями. Именно с этой необходимостью связана неизбежность одновременного рассмотрения предмета науки философской антропологии и методических оснований к отысканию её предмета. Проблема сложности определения человека связана с тем, что не предпринята попытка соотнести требования, предъявляемые к понятию вообще, с требованиями к конкретному понятию человека. Необходимо прежде уяснить, как в настоящее время понимается понятие вообще, с тем, чтобы проверить свои построения в конкретной области на соответствие логическим требованиям.
Широко распространено определение понятия, как «логически оформленной общей мысли о предмете, явлении» , в этом определении отмечена связь понятия с логикой. Это важный момент, но в целом он является недостаточным для философского рассмотрения и не может нам помочь при попытке анализа конкретного понятия «человек».