Личность в Лабиринте - стр. 12
Все изложенное означает, что всестороннее логическое рассмотрение предмета в реальном мышлении обнаружит как необходимые и достаточные только семь сторон или отношений, в которых определяется предмет. Остальные комбинации предстанут как смешение смыслов. Отсюда следует, что логически понятие не «безразмерно», а имеет определенную (определяемую) структуру и движение внутри понятия, его развертывание в реальном мышлении осуществляется закономерно. Это означает, что отрезок закономерного развития понятия измеряется семью этапами или формами своего существования. Восьмая форма – это уже переход к другому значению, другому понятию – «переход от меры к мере», если использовать формулу Гегеля, но никакого «скачка», разрыва последовательности при этом не происходит! Происходит перенос значения внутри непрерывности, то, что называют метафорой, которую столь долго изгоняли из сциентистски организованных рассуждений.
Кстати, как раз из-за особенностей функционирования реального мышления столь распространена «магическая семерка», отраженная практически во всей мировой мифологии и зафиксированная даже в современных естественнонаучных исследованиях, и, в частности, в психологии. Та самая семерка, которая якобы до сих пор не может получить рационального объяснения. Экспериментально показано, что, например, непосредственная (кратковременная) память вмещает в себя только семь объектов. Более того, эта же семерка всплывает при рассмотрении самых различных свойств человеческой психики, что заставляет говорить о ней как «врожденном свойстве нервной системы» . Это, если забежать вперед, означает, что в любом полноценно, предельно осмысленном понятии, в том числе и понятии «человек» неизбежно обнаружатся семь форм его существования.
«В своем предельном развитии понятие не только реализует все свои возможности понимания (все стало понятным, все вошло в понятие), но и предельно развертывает непонятность мира, его внепонятийность. Внеположность бытия мышлению должна войти каким-то образом в определение самого мышления (понятия)». Формулируя эту мысль по-другому, можно сказать, что определение человека как мыслящего, должно включать в себя и определение мыслителя как человека, без постоянного вынесения его «за скобки». А это, в свою очередь, означает, что структура понятия «человек» должна отражать структуру организации человеческого мышления.
Таким образом, открылась возможность по-иному определить и конкретизировать задачу. Задача предстает примерно следующим образом: получить нелинейно-организованное понятие «человек», построенное в соответствии с закономерностями реального человеческого мышления, позволяющее точно отграничивать значения, заданные человеком как оператором, от отношений, присущих самому человеку как предмету. Значения должны быть отграничены от отношений. Это значит, что понятие должно предстать в логике реального мышления как имеющее объемную содержательную структуру. Понятие, лишенное структуры – бессодержательно, нереально. Если невозможно раскрыть содержание (структуру) таких понятий как «тело», «душа» или «дух», то они тем самым обессмысливаются, превращаются в пустой знак.