Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том V. 1845–1850 гг. - стр. 87
14 мая. Резолюция на отношении Московского военного генерал-губернатора князя А. Г. Щербатова о крестьянине, подозреваемом в принадлежности к скопчеству, занимавшемся отчитыванием беснующихся, и отобранных у него книгах: «Консистории, когда прислан будет, изъяснить ему неправильное в его книге смешение церковных молитв с самосоставленными без должнаго разумения, и даже с изречениями решительно суеверными и чуждыми здраваго учения, и увещевать, чтобы он признал в сем свои погрешности и обратился к послушанию церкви без всякаго произвольнаго мудрования и самочиния, и чем на сие отзовется, взять от него обстоятельное показание и рассмотреть. С особенным увещанием спросить, от кого или из какого источника почерпнул он статьи книги, относящияся к неблагомысленному суеверию» (ДЧ. 1890. Ч. 3. № 12. С. 651).
• Письмо Е. С. Наумовой: «Грехи исповеданные и разрешенные повержены в бездну милосердия Божия, и покаявшийся должен думать, что живет после того новой жизнью. О сей должно пещись. <…> Опытная мудрость говорит: в радости не забудь готовиться к скорби, в скорби не забудь надеяться лучшего» (Переписка с современницами. С. 413. № 12).
15 мая. Произнесение в Архангельском соборе Слова в день святого благоверного царевича Димитрия: «Итак, надлежит признать, что Христом обличенная ненависть мира против последователей Христовых не только была прежде, но продолжается и доныне. И если хотим быть беспристрастны, надлежит признаться, думаю многим из нас, что есть и ложный страх, производимый сею ненавистию, и малодушное угождение миру, именно для того, чтобы не подвергнуться сей ненависти. Для сего люди благоразумные позволяют себе дела легкомысленные; люди, которые высоко ценят честность, попускают себе дела, которые честность очень не высоко ценит» (Сочинения. Т. 4. С. 449).
16 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Псковитян едет, сказывают, другая партия. Посему я говорил о них генерал-губернатору. Говорит, что казенных способов для них нет, но что постарается оказать помощь. Посему для остановленных в посаде едва ли что сделает гражданский губернатор» (Письма преподобному Антонию. Ч. 1. С. 389. № 525).
18 мая. Письмо игумении Аполлинарии (Шуваловой): «Странно вести переписку из одной келии в другую. Начальнице не нужно писать к подчиненной. Содержание письма не довольно направлено к миру. В то время, когда думаем о прощении и мире, вмешивать в речь обвинения значит нарушать самим то, что созидаем. Итак, если успех письма неудовлетворителен, не сетуйте, а признайте смиренно, что Вы не довольно простой и чистый путь к миру избрали. Впрочем, что сделано для мира, хотя и не довольно искусно, то не есть потеря, а приобретение» (Переписка с современницами. С. 575–576. № 30).