Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том V. 1845–1850 гг. - стр. 39
• Письмо игумении Марии (Тучковой): «На бездействие ума, может быть, не слишком нужно жаловаться. Пусть он молчит и слушает, как сердце взывает к Богу, сердце да дает и уму движение к Богу. Если сердце не умягчается пред Богом, Отцы велят испытывать себя, не препятствует ли сему вкрадшийся жестокий помысел, например, самомнения или неправильной заботы о чем-либо земном, и всячески отвергнуть оный и повергнуть себя пред Богом, забывая себя и свое, с единым желанием служить Ему. И при продолжающейся хладности сердца держать себя пред очами Господа и ждать, как Вы говорите, есть положение духа правильное, по учению святых. Терпя потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою [Пс. 39: 1]. Если это перевести ближе к подлиннику, а вместе к нашему просторечию, то надобно сказать: ждал, ждал я Господа, и Он обратил на меня внимание и услышал молитву мою. Ждите и Вы Господа, вонмет Вам и услышит молитву Вашу» (Письма к игумении Марии. С. 80–81. № 62).
21 августа. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сказав мнение иеромонаха Филарета, я не пристал к нему, и оно не требует Вашего опровержения. Крестообразное сложение рук Божией Матери на образе явления Ее, конечно, не может унизить Ее; но оно не соответствует значению изображения и не дает видящему мысли, сообразной с содержанием изображения» (Письма преподобному Антонию. Ч. 1. С. 367. № 486).
• Письмо архимандриту Евсевию (Орлинскому): «Мне помнится, отец ректор, что я велел лаврскому казначею подписаться от меня на получение творений св. Отец, так же как и в прошедшем, и что в числе экземпляров сей подписки назначен один для Андрея Николаевича Муравьева. Но он пишет, что в нынешнем году не получает. Пошлите ему экземпляр книг нынешняго года в Петербург, не помедля» (ЧОЛДПр. 1882. Кн. 11. С. 289. – Материалы).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Возвращаю письмо г. Ахматова. Сказание примечательно. Предок его имел благословение Святителя Алексия и взаимно ему послужил, в потомках забылось сие; однако наконец произошло то, что один из них наречен Алексием, и ему-то открылась забытая древность. Не помянул ли Святитель Алексий любовь предка и благоволительно воззрел на потомка? Не помог ли сокровенно своему соименнику, чтобы мудрость Казанского университета не поглотила его веры, и так далее? Не так ли царствуют Святые, прежде полного открытия их царствия во славе небесной?» (Письма. 1869. С. 163–164. № 116).
22 августа. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день годовщины коронования императора Николая Павловича. Проповедь говорил Ректор семинарии, архимандрит Заиконоспасского монастыря Алексий (Ржаницын) (МВ. 1845. № 102. С. 663).