Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Т. VI. 1851–1858 гг. - стр. 72
12 августа. «Говели» (О. Вениамин. С. 303).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Год вечери – четверг, аще изволит Господь вечери. Помолимся Ему, да и одежду вечери дарует нам, да света причастницы будем»[62] (Письма. 1869. С. 390. № 254).
13 августа. «Говели» (О. Вениамин. С. 303).
• Письмо монахине Вере (Верховской): «Божие благословение Вам, и обители, и предполагаемому путешествию Вашему» (Переписка с современницами. С. 564. № 6).
14 августа. «Владыка в Крестовой церкви приобщал матушку, певчих и проч., всего 69 человек. На вечерне и для пения молебна Божией Матери владыка был в Успенском соборе» (О. Вениамин. С. 303).
15 августа. «Владыка служил в Успенском соборе и кушал в Синодальной Палате» (О. Вениамин. С. 303).
16 августа. «Владыка в 3½ часа пополудни выехал в скит Гефсиманский» (О. Вениамин. С. 303).
• Письмо князю С. М. Голицыну: «Представляю документы о мальчике, которого просят поместить в Набилковское училище. Покорнейше прошу вас известить меня, может ли быть принят, и если может, то к Вам ли должно быть написано формальное прошение» (Письма. 1884. С. 84. № 95).
17 августа. «Воскресенье. Владыка благополучно возвратился из скита в 9½ час. пополудни» (О. Вениамин. С. 303).
• Беседа в Гефсиманском скиту в попразднество Успения и в третий день явления Божией Матери апостолам: «Если радость, которую подает воскресшая Матерь Божия, имеет своим источником присутствие Матери Божией с нами во вся дни: то очевидно, что и радость, как поток из сего источника, должна протекать по всем временам, до впадения в море вечнаго блаженства. И вот прекрасное и неиждиваемое наследие, которое Матерь Божия в успении Своем не только оставила, но определительно назначила и преподала Своим по благодати чадам и присным. Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни» (Сочинения. Т. 5. С. 164).
18 августа. Резолюция: «Старшего священника допросить, почему допущено было, что мирские люди были в церкви для очищения [иконостаса], и никого из причта не было, и алтарь не был охранен от входа посторонних, и с допросом представить» (ДЧ. 1888. Ч. 3. № 10. С. 378).
19 августа. «В Донском монастыре владыка не служил по слабости здоровья» (О. Вениамин. С. 303).
20 августа. Письмо Е. П. Головиной: «Простудясь на дороге из Лавры, по болезни вчера и ныне сижу дома» (Переписка с современницами. С. 350. № 75).
21 августа. Письмо князю С. М. Голицыну: «Если судить по известному состоянию и движению естественных наук: то представляемые ими познания далеки от того, чтобы служить “к улучшению материальной жизни народа”. Нынешние испытатели природы большею частию занимаются открытием новых, и описанием известных видов существ того или другого царства природы, не заботясь открывать в созданиях следы премудрости Божией. Из продолжаемого таким образом накопления материалов, не знаю, много ли приобретает истинная наука и жизнь народа. А когда естествоиспытатели касаются естественных произведений допотопного мира, тогда отрывочные сведения дополняют произвольными теориями, которые, входя в общенародную известность, ничего не могут произвести, как разве поколебать веру в священные предания о начале мира, потому что разногласия сих теорий с сими преданиями легко бросаются в глаза, а о соглашении оных большая часть естествоиспытателей не заботятся. Посему весьма сомнительно, чтобы журнал естественных наук послужил “к утверждению в народе истинной нравственности и религиозности”» (Письма. 1884. С. 84–85. № 96).