Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Т. VI. 1851–1858 гг. - стр. 62
30 апреля. Резолюция: «Священника Иоанна Гаврилова, призвав, спросить: 1) сколько раскольников было в его приходе во время вступления на службу, 2) с которого времени число их возросло свыше 160 душ обоего пола, 3) сколько им обращено к православию в продолжение служения его более 20 лет, – и с показанием представить» (ДЧ. 1891. Ч. 1. № 3. С. 321).
2 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мир душе отца Матфея. Мы его помянули ныне на литургии и панихиде вместе с новопреставленною игумениею Мариею[53] и монахинею Агниею» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 205. № 872).
• Письмо А. Н. Муравьеву: «Препровождаю к Вам официально засвидетельствованный список грамоты Святейшего Патриарха Иеремии о неперекрещивании. Если надобно, присовокупляю, что я видел подлинную своими очами. Молю Бога о сохранении единомыслия святых Божиих Церквей, да не сбудется изъявленная в некоторых публичных иностранных листах, в Феврале текущего года, надежда сынов чуждих, что оное потрясено будет» (Письма. 1869. С. 386. № 250).
4 мая. «Владыка литургию совершал и на заложении нового храма во имя св. Алексия Человека Божия был в Алексеевском монастыре» (О. Вениамин. С. 301).
9 мая. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Зовете меня к празднику, а я болен; и вчера и сегодня не оставляю келлии. В Алексеевском монастыре на заложении храма и потом в Успенском соборе простудил я голову, и болит она и зубы. Но если и оживу к празднику Пресвятой Троицы, сей праздник законно могу праздновать и в Лавре, и в Успенском соборе. Но быть на празднике святителя Алексия так же нужно в Чудове, как на празднике Преподобного Сергия в Лавре. Как же поспею от Вас в Духов день ко вторнику в Чудов? Кажется, без вины могу сказать: имейте меня отречена» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 206. № 873).
10 мая. Донесение Св. Синоду о возобновлении икон в Успенском Соборе: «Уже за несколько лет пред сим известна мне по опыту и возможность снимать новый поправочный слой иконописания, и сохранять в целости таившийся под ним образ первоначального письма. Такой опыт сделан был над некоторыми древними иконами в Сергиевой лавре (иконописцем Салаутиным, ныне уже умершим), и по снятии поправочного слоя открыты первоначальные изображения высшего искусства, нежели каков был поправочный слой. <…> В доказательство того, с какою строгостию в сем деле сохраняется старое, и не допускается новое, представляю еще пример. Протопресвитер показал мне надписи на иконах праотцев и пророков частию неизвестно откуда взятых, и, может быть, из апокрифической книги, частию невразумительного и неправильного содержания. На иконе праотца Иссахара надпись: