Размер шрифта
-
+

Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Т. VI. 1851–1858 гг. - стр. 45

• Правила благоустройства монашеских братств в московских ставропигиальных обителях: «Каждый член монастырского братства, особенно младший, или находящийся на испытании, состоя под наблюдением и распоряжениями начальства и подчиненных ему должностных лиц, в отношении к монастырским обязанностям и благочинию, должен быть сверх того, в отношении к жизни духовной, под особым руководством старца, которому часто должен открывать свое душевное состояние, занятие, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим, и получать от него разрешение недоумений, исправление погрешностей, и наставления, ближайшим образом примененные к его настоящему положению, и направляющие к дальнейшим успехам в жизни духовной. <…> Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие как на наказание. Молитва по существу своему есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью уничижения и постыждения: молитва есть действие священное, и не должна быть представляема действием постыдительным» (Мнения. Т. III. С. 421–422).

• Письмо архимандриту Алексию (Ржаницыну): «Со дня Богоявления далее дня Мученицы Татианы, да и доныне, я не мог выйти из дома. Но благодарю Бога, что болезнь была не бесполезна. Когда она облегчилась, а от людей меня еще устраняла, я написал наконец правила благоустройства монашеских братств в Москве. <…> Возвращаю рукопись Феодора Студита. Текст должен дать немало труда исправителю, и труд будет приятный. Писание добродушное, но слишком безыскусственное. По моему мнению, не было бы потери, есть ли бы не спешили изданием, но представившие рукопись в цензуру едва ли так видят сие» (Письма. 1883. С. 88–89. № 100).

• Письмо архимандриту Алексию (Ржаницыну): «Вы прислали мне, Отец Ректор, вопросы о переводе, и для некоторых дали удобство, приложив подлинный текст, но для других, для которых сие нужнее, сего не сделали. Как поступить с текстами перевода, которых подлинник в виду, увидите мое мнение на Вашей рукописи. <…> О оглашениях Феодора Студита, как я говорил, так и есть. Оптинские старцы желают скорее издания оных, чтобы давать их для чтения новоначальным» (Письма. 1883. С. 89–90. № 101).

17 января. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «О сибирском старце написать не отрекаюсь, но мало надеюсь успеха. Жаль, что между теми, к которым дело сие ближе, близости нет. Владыка Новогородский не отвечает мне; и я недоумеваю, продолжать ли иногда писать, чтобы не было чуждения и с моей стороны, или совсем перестать, чтобы не беспокоить словом желающего молчать» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 192. № 851).

Страница 45