Лепка из глины для детей. Развиваем руки и интеллект - стр. 4
В Европе в Средние века данное искусство было достаточно примитивно, а местные изделия из глины были довольно невзрачными и грубыми. Со временем керамика приобретает другие черты. Большое влияние на ее развитие оказали изделия, привезенные из Китая и из стран Арабского халифата. Китайская и мавританская керамика способствовала появлению в Европе различных глиняных изделий. Сначала керамика стала развиваться в Италии, так как именно в эту страну по Средиземному морю завозили керамические предметы. Затем отсюда гончарное производство распространилось по всей Западной Европе.
Мавританская керамика постепенно переплелась с испанской, образовав интересный сплав двух культур, который явственно предстает в альгармских вазах и валенсийской керамике.
Эти виды посуды были завезены в Европу по Средиземному морю через остров Майорку, от названия которого, вполне возможно, произошло название нового вида керамики.
Первым в мире белый глинозем в производстве керамики применил итальянский скульптор Лука де ла Роббиа в XV в. Сначала он брал майолику для изготовления больших рельефов, которые не только расписывал, но покрывал цветной глазурью. Затем эту массу стали использовать и для изготовления посуды.
В XV в. из майолики выполняли альбарелли (аптечные сосуды для трав), кувшины для воды и вина, служащие исключительно для хозяйственных целей.
К концу XV в. орнамент постепенно видоизменялся от готического растительного к раннему ренессансу (розетки, гранатовый узор, арабески, чешуйчатый узор, погрудные изображения мужчин и женщин в костюмах). Функция майолики также начала меняться, она все чаще служит для декорирования роскошных домов знати.
Из глиняной массы в то время стали делать вазы, чаши, тарелки с различными пейзажами и портретами, т. е. плоскую посуду, которой можно украсить интерьер. Пропорции посуды стали тонкими и изящными.
Изображения наносили на слой необожженной эмали, поэтому они сразу же впитывались, а потому от художника требовалась необыкновенная точность исполнения рисунка. Краски для декора должны были обладать тем же химическим составом, что и эмаль. В них вводили окислы металлов, чтобы они могли выдержать высокую температуру. Только с XVIII в. изделия стали раскрашивать муфельными красками, нанося их на обожженную эмаль.
Итальянская керамика дала толчок развитию майолики во Франции и Германии.
На рубеже XV–XVI вв. в Германии стали делать каменную массу. Из нее делали печные изразцы, вазы, сервизы, туалетные приборы, камеи. Кроме того, что эти изделия были очень тонко и искусно выполнены, они обладали невероятной прочностью.