Размер шрифта
-
+

Леонардо да Винчи за 1 час - стр. 1

Во внутреннем оформлении использованы фотографии: Pecold, Leo Blanchette, Jaione_Garcia / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com


© ИП Сирота, 2017

© ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Часть I. Блистательное возрождение: окружение Леонардо да Винчи

1.1. Великолепный Лоренцо Медичи, покровитель наук и искусств во Флоренции

Эпоха Возрождения стала периодом небывалого расцвета философии, науки и искусства. Но в то далекое время добывание хлеба насущного было не метафорой, а суровой прозой жизни. И очень многие достижения гениев Ренессанса были бы просто невозможны, не будь у них могущественных и щедрых покровителей, которые позволяли им зарабатывать на кров и еду, обеспечивая заказами.

Семейство Медичи в течение многих веков правило Флоренцией, но знаменитым стало не оттого, что за эти столетия достигло значительных успехов в торговле и банковском деле. Банкиров в Европе было множество, но их имена давно забыты. Но не имя Медичи – пожалуй, одной из самых известных династий, покровительствовавших художникам и архитекторам Возрождения.

В 1469 году во Флоренции к власти пришел очередной представитель семьи – Лоренцо по прозвищу Великолепный, который, имея фамильное состояние, мог себе позволить любить роскошь и заниматься не столько семейным делом, сколько парадами и торжествами. Но были у него занятия и помимо турниров и шумных увеселений. Его особым покровительством пользовалась так называемая Платоновская академия Нового времени, объединившая литераторов и философов Италии, «исповедовавших» неоплатонизм. Она была основана еще при Козимо Старом, в 1462 году, но и во время правления его внука продолжала процветать под сводами семейной виллы Медичи в Кареджи.

Лоренцо Великолепный, сам писавший стихи, привечал людей искусства, поэтов и художников.

Именно Лоренцо Великолепному посчастливилось стать тем Медичи, при котором начал творческий путь великий Леонардо да Винчи.

Биографы называют время, прожитое молодым Леонардо в прекрасном городе под властью Лоренцо Медичи, первым флорентийским периодом. К нему относится первый рисунок, датированный рукой самого художника, и это большая редкость, так как да Винчи зачастую не только не подписывал своих живописных работ, но и вообще редко их заканчивал…

Лоренцо Великолепный предпочитал брать под покровительство литераторов, к художникам же был более придирчив. Прежде чем доверить молодым дарованиям исполнение крупного заказа, сначала испытывал их в малом. Леонардо да Винчи озадачивал Медичи. Художник явно имел талант, и немалый, но из множества начатых работ ни одна не была закончена. Живописи он явно предпочитал науку, постоянно делал какие – то чертежи и наброски, часами мог наблюдать, например, полет птиц. Совсем небогатый, он ни перед кем не заискивал и не искал ничьего покровительства.

Тем не менее, совсем еще молодой художник, едва окончивший обучение, Леонардо да Винчи уже получал заказы. В эти годы им были созданы первые известные живописные работы, в частности, «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанная масляными красками на деревянной доске. И Медичи решил рискнуть.

Зимой 1478 года Леонардо был заказан образ Мадонны со святыми для капеллы Святого Бернарда в Синьории. Да Винчи выполнил множество набросков, однако выполнить заказ ему было не суждено: вскоре был раскрыт заговор против Медичи, и на время правителям Флоренции стало не до искусства.

Однако первый флорентийский период, пусть и небогатый на знаменитые работы и изобретения гения Ренессанса, был очень важен для становления его художественного метода. Пробовав свои силы в самых различных техниках, да Винчи постигал тонкости передачи светотени, стремился к максимальному реализму в изображении фигур и лиц, фактически закладывая основу реалистической живописи нового века.

В 1481 году Леонардо получил большой заказ от монастыря Сан-Донато, для которого должен был писать «Поклонение волхвов». В течение года да Винчи делал наброски и эскизы, многие из которых дошли до наших дней.

Страница 1