Размер шрифта
-
+

Легенды и сказки Севера - стр. 3



Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон[2], деревянную посуду, кожаный мех, мутовку.

Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал.

Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями.

Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт[3], кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов – Ысыах – отмечают в день летнего солнцестояния.

…Говорят, была такая поговорка: от Эллэя родились девять сыновей, восемь дочерей. Сыновей звали:

Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев.

Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский.

От других сыновей произошли другие улусы[4], которые назывались их именами (Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Позже, говорят, Эллэй стал именоваться Эллэй Бёгё, Эллэй Боотур. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их.


По книге Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада» (1977) и сборнику «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» (1995)

Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны

Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада (в местности, где теперь расположен город Якутск). Он был очень богат и обладал огромной силой.

В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить. Долго за сыном ухаживала мать и в конце решила напоить его кровью. Неизвестно, чья эта была кровь: то ли животных или птиц… Выпив кровь, мальчик день за днём становился сильнее, здоровье его поправилось, и вскоре он стал ходить.

Страница 3