Легенды и сказки Севера - стр. 5
Воины сказали ему: «Тыгын приказал нам привезти тебя живым или мёртвым, мы не можем вернуться, не имея доказательства того, что нагнали тебя!»
Тогда Бэрт Хара предложил им выставить оружие Тыгына. Воины подняли его метательное копьё. Бэрт Хара с противоположного берега речки прострелил копьё насквозь и попросил показать это Тыгыну. С этим знаком воины вернулись назад.
Увидев это, Тыгын сказал, что нашёлся подходящий жених для его дочери и не стал дальше преследовать Майагатту Бэрт Хара.
По книге Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада» (1977) и сборнику «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» (1995)
Бык холода
Зима издревле у якутов олицетворяется с образом Быка холода, который выходит в октябре из Ледовитого океана на Срединный мир, и с его приходом начинается зима. Также считается, что с ростом его рогов крепчают морозы, а когда они ломаются – ослабевают.
Вот как описывается Бык в народной песне:
Когда я посмотрел на него, он сильным морозом задышал, дыхание у него – густой туман, доха – из ледяных сосулек, нос – из ледяной глыбы, глаза – как до дна промёрзшие проруби, ресницы – из ледяной бахромы, имел длиннее длинного остроконечные рога, спину такую огромную, что застилала солнце, брюхо из иглистых льдин, загривок из громадных льдин, пот из кухтяного снега, из подмышек шёл резкий холод, из паха – редкая стужа, хвост его – иссушающая засуха, спутник – великий голод, бока его – алчность и жадность, рёбра его – ненасытность и обжорство, вот какое страшилище, оказывается!
Согласно преданиям, столь внушительный облик Быка холода сформировался ещё у древних якутов, находивших останки мамонтов, чьи бивни они принимали за рога исполинских быков. Также существует мнение, что те останки обнаруживались часто вмёрзшими в лёд, что и предопределило их «происхождение».
Даты трансформаций Быка условны: по сей день исследователи не могут прийти к единому мнению, что, впрочем, объясняется тем, что зима весьма неравномерно проявляет себя по всей Якутии.