Размер шрифта
-
+

Лаврский архимандрит Кирилл - стр. 13

Кроме гностиков и монтанистов, большое влияние на раскрытие православного учения о Таинствах оказали появившиеся в это время споры о Крещении, а также римский и карфагенский расколы. В понятиях раскольников скрывался ложный взгляд на права законной иерархии в отношении вязания и решения грехов. Карфагенские раскольники ограничивали права церковной иерархии, присваивая право разрешать грехи и исповедникам. Римские же раскольники, напротив, отрицали права церковной иерархии разрешать отпадших от Церкви. Те и другие подрывали учение богоучрежденной иерархии о ее священных правах, а также унижали и значение Таинства Покаяния.

Все эти обстоятельства давали отцам древней Церкви прекрасный повод к раскрытию православного учения о Таинствах: Священства, Крещения, Миропомазания и Покаяния.

В заключение введения необходимо указать, что из творений отцов рассматриваемого периода в данном сочинении разбираются творения следующих лиц:

1) мужей апостольских (святого апостола Варнавы, святого Климента Римского, святого Ерма и святого Игнатия Богоносца);

2) святого Иустина Мученика;

3) святого Иринея Лионского;

4) Климента Александрийского и

5) святого Киприана Карфагенского.

Глава 1

Учение о таинствах крещения и миропомазания

1. Божественное установление Таинства Крещения

Таинство Крещения по своему значению занимает первое место в ряду прочих Таинств христианской Церкви, потому что оно служит для людей как бы дверью, вводящею призванного благодатию Божиею ко спасению в благодатное Царство Христово. Принятие этого Таинства дает людям право на получение всех остальных Таинств. Поэтому Крещение всегда преподавалось и доселе преподается людям прежде всех Таинств, и тот, кто не сподобился Крещения, никогда не может стать причастником какого-либо другого из церковных Таинств.

Под именем Крещения разумеется такое Таинство, в котором грешник, оглашенный верою Христовою, при троекратном погружении его в воду, во имя Отца и Сына и Святого Духа, очищается благодатию Божиею от всякого греха и соделывается новым человеком, оправданным и освященным[77].

Крещение, как Таинство духовного возрождения человека, установлено Самим Божественным Основателем Церкви – Господом нашим Иисусом Христом. По Своем воскресении Он торжественно сказал Своим ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (ср.: Мф. 28, 18–19; Мк. 16, 16).

Продолжателями и исполнителями дела Христова на земле были святые Апостолы, которые впоследствии передали эту миссию своим преемникам, так называемым мужам апостольским. Мужи апостольские, продолжая на земле дело своих предшественников, святых Апостолов, безусловно исполняли все в точности, что им было заповедано. Однако в своих творениях относительно Таинств Крещения и Миропомазания, так и других Таинств, мужи апостольские, а также и отцы последующих двух веков не посвящают им специально догматического учения, а касаются их только косвенным образом, при раскрытии основной какой-либо христианский истины, вынуждаемые на то особыми обстоятельствами времени.

Страница 13