Размер шрифта
-
+

Ларец мудрости. Афоризмы великих мыслителей - стр. 21


Вне богословия философия – ничто.

Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.

Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых.

Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым.

И гордость ведь прикидывается высотой души.

Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно обладать качеством доброты точно так же, как обладает качеством существования.

Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит себя.

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по-настоящему, используя их ради добра.

Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце.

Необходимо нам поступать согласно тому, что больше услаждает нас.

Нет никакой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно, но велика заслуга того, кто живет добродетельно.

Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошо.

Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему.

Перед верой меркнут все достижения разума.

Счастье – это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.

Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.

Никколо Макиавелли

1469—1527 гг.

Знаменитый итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик, государственный секретарь Флорентийской республики. Родился в 1469 г. во Флоренции. В 1512 г., когда род Медичи в шестой раз узурпировал власть во Флоренции, Макиавелли получил отставку и был со слан в свое загородное имение. Там он написал несколько трудов по политической истории, философии и теории военного дела.

Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521) и четыре книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), «История Флоренции» (1532). Всемирную известность принес ему трактат «Государь» (второе название русского перевода этой книги – «Князь» (1532 г.)

Система политики, не останавливающейся ни перед чем для достижения намеченной цели, получила название макиавеллизма. Как историк, он внес большой вклад в развитие историографии. Макиавелли искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу.

Страница 21