Лабиринты Таро. Том I. Мажорные арканы - стр. 27
С метафизической точки зрения, первый аркан – это универсалия желания самого по себе, не желание чего-либо или желания испытываемое кем-то, а сама энергия, выделяемая во время этого.
Уровень 2 – философия аркана
В самом начале мы упомянули, что первые Мажорные арканы Таро не были пронумерованы. Их последовательность установилась позже и закрепилась в Марсельском Таро. В Марсельском Таро Маг вовсе не был магом, а был фокусником, обманщиком. Уэйт придал аркану более солидный вид мастера своего дела, а А. Кроули вообще связал своего Мага с Гермесом [48], посредником между Богами и людьми.
Так кем же является этот аркан: манипулятором, мастером или посредником? И почему именно этот аркан стал тем, что носит почётное имя – первый аркан? Магия цифр, на наш взгляд, присутствует в Таро, и потому архетипы расположились не в алфавитном порядке, а у создателей колод была весомая причина расположить карты именно в таком порядке, чтобы этот самый фокусник оказался под номером один. Но что это была за причина? Из метафизики первого аркана мы знаем, что первый связан с логосом, его проявлением, как желания, готового осуществиться. Силы намерения настолько мощной, что способна создавать целые миры.
Однако любое творение есть выдумка, а что есть выдумка, как не создание лжи? Ведь ложь – это выдумка, которая создаётся с какой-то определённой целью, обычно связанной с достижением блага. Что ложь во спасение, что конкретная, неприятная ложь – всё это делается с намерением заполучить благо себе или сделать благо кому-то другому.
Мы привыкли воспринимать «ложь» в негативной форме, это слово имеет слишком сильную моральную окраску, и пусть таковым оно и остаётся. Но в лучшем своём проявлении ложь может быть фантазией, сказкой, историей, нарративом, – все они не происходят в реальности, но воздействуют на умы и сердца людей так, если бы они были всецело реальны. А некоторые убеждены, что и наш мир – иллюзия, созданная кем-то симуляция.
Ложь требует мастерства и умение создавать пузыри реальности, которые в итоге могут конечно лопнуть, но всё же заворожат нас своей красотой. Ложь или искажение – это теневая сторона творческого процесса, и без этой тени само творчество невозможно. Творчество по своей сути – это создание новой или искажение существующей реальности субъективными переосмыслениями.