Размер шрифта
-
+

Кувейт. Мозаика времен - стр. 51

О том, что Кантер бежал из Басры, не предоставив финансового отчета о деятельности фактории своему преемнику, датский консул в Сирии, будучи информирован своим коллегой из Басры, тут же поставил в известность датского посла в Константинополе (письмом от 4 мая 1750 г.). Он, в свою очередь, сообщил датскому правительству, что Кантер, покинувший Басру тайно, прихватил с собой большую сумму денег, и ушел из Грейна с караваном в Алеппо. О том же маршруте движения «дезертира-казнокрада» говорится и в рапорте самого барона Книпхаузена, датированном 10 августа 1750 г.

Все эти документы свидетельствуют о том, отмечает в своем исследовании Б. Дж. Слот, что уже в середине XVIII века через Кувейт пролегал оживленный торговый путь между Персидским заливом и Средиземноморьем[97].

В 1765 г. на острове Харк побывал К. Нибур, знаменитый исследователь Аравии. В своих путевых заметках К. Нибур впервые обозначил на приложенной к ним карте нынешний Кувейт под его сегодняшним названием (именуется в его заметках Ковэйтом). Отметил также острова Бубийан (Бубиян) и Файлаку, и «сельцо Джахра»[98].

Вскоре после того как К. Нибур покинул Харк, датчан с острова потеснил шейх Мир Муханна, вождь племени бану за’б. Известие о падении датской фактории в Персидском заливе поступило в Амстердам через Кувейт, от кармелитского священника, служившего в Южной Месопотамии.

Уделом бану ‘утуб шейх Сабах ибн Джабир Аль Сабах (1756–1762) правил, как гласят сказания кувейтцов, «по совести и по уму», опираясь на поддержку знатных родовых кланов племени и сложившиеся в Кувейте влиятельные торговые семьи. Отличался умением лавировать и выпутываться из сложных ситуаций во взаимоотношениях с турками, персами и арабскими племенами, проживавшими на Персидском побережье Залива.

Шейх Сабах ибн Джабир был непререкаемым ни для кого лидером. «Судно своего удела вел по волнам жизни, – как следует из рассказов седой старины, – уверенно». Прислушивался к мнению членов консультативного совета племени (шура’). Состоял он из представителей знатных родов, богатейших торговых семейств, ‘арифов (знатоков истории, обычаев и традиций племени, и родословных семейно-родовых кланов) и ‘уламов (авторитетных знатоков теологии и религиозного права).

Суд в уделе Сабахов, сообщает кувейтский историк ал-Рашид и ал-Кина’и, вершился в соответствии с Ал-Кур’аном (Кораном), нормами шариата (исламского права), племенными традициями арабов Аравии и их обычаями. Сами шейхи Кувейта на протяжении всего XVIII столетия вообще крайне редко вмешивались в решение споров и разногласий между соплеменниками. По всем этим вопросам они обращались к

Страница 51