Купола российские. От веры до верности - стр. 16
Думаю, что такие семьи, как семейство Аксеновых и подобные им, связывают нас с Древней, Святой Русью. Не дают прерваться традициям, которые помогали нашим предкам создавать счастливые, дружные семьи со времен святых Петра и Февронии и даже раньше. Все беды современной российской семьи как раз из-за утраты традиций, разрыва с опытом предыдущих поколений. Задумаемся на минуту: сын восстановил храм, в который ходили еще его дед и отец. Он сам и его дети родились и живут в доме, в котором родился и его отец. Вот оно, преемство поколений! Ну разве это не чудо?
Последний раз я был в доме Аксёновых на сороковой день после смерти батюшки. Когда уже выходил из дома, то чисто инстинктивно остановился, будто что-то забыл. Вспомнил, что обычно, расставаясь с отцом Романом, заходил на половину отца Виктора, чтобы попрощаться с ним и с матушкой Верой. К горлу подступил комок. Теперь уже не смогу этого сделать, но если сподобит Господь, увидимся с ними уже там, в иной жизни.
Святая семья
Кроме святых Петра и Февронии, есть и другая святая чета, к опыту которой мы постоянно обращаемся, на которую взираем как на икону счастливой христианской семьи. Это семья императора Николая Александровича и его супруги государыни Александры Фёдоровны. У этих двух святых супружеских пар вообще много общего. Оба семейства были счастливы в любви. И те и другие были правителями и были любимы простым народом, но ненавидимы боярской верхушкой. И царя Николая, и князя Петра заставили уйти с престола, оставить правление. И оба сделали это добровольно.
Множество книг написано о венценосной семье, последней из династии Романовых, изданы и дневники государыни, и переписка царственных страстотерпцев, исполненная нежности и горячей любви друг к другу.
Временным правительством была назначена следственная комиссия, которая пыталась найти факты, обличающие царя и царицу в государственной измене. Такие факты, конечно, найдены не были. Когда один из членов комиссии спросил, почему еще не опубликована переписка царственной четы, ему ответили: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им как святым».
Не сомневаюсь, что святые Николай и Александра читали житие Петра и Февронии и хорошо его знали. Наверняка и государь, и царица неоднократно думали, мечтали: «Как хорошо было бы уйти так же, как эти святые, не разлучаясь ни на один день!» И Господь даровал им такую кончину. Кончина эта была христианской, но ее никак не назовешь мирной. Это была смерть страдальческая, мученическая. Но главным для них было то, что они до конца остались со своей страной, разделив ее страдания, и не разлучились ни на день, ни на час друг с другом и с любимыми детьми.