Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 8
Взаимосвязь культурологии с другими науками. Специфика культурологии также заключается в том, что это интегративная дисциплина, характеризующаяся целостностью, системностью и комплексным подходом к изучению всех явлений культуры. Интегративный характер культурологии состоит в том, что она заимствует достаточно фрагментарное и узконаправленное знание о культуре, накопленное в целом ряде наук и научных отраслей (философии, истории, этнографии, антропологии, искусствознании, социологии, политологии, лингвистике и т. п.). Используя свои научные методы, культурология синтезирует и обобщает это знание, превращая его в собственные культурологические теории и концепции. В этом случае знание о культуре, заимствованное из других наук и научных отраслей, становится теоретическим и фундаментальным. Новое знание используется различными науками для осуществления новых исследований, для получения новых знаний в рамках своих научных интересов.
1.2. Становление и развитие науки о культуре: основные школы, направления, теории
Культурология развивалась длительное время, пройдя донаучный этап формирования, историко-философский этап, этап эмпирических исследований и этап построения науки. В настоящее время культурология представляет собой совокупность направлений, школ и теорий.
Основные этапы развития культурологии. Культурология, по сравнению с другими науками (особенно математикой, философией), сравнительно молода. Однако попытки объяснить явление культуры появились достаточно давно. Возникновению науки о культуре предшествовал длительный донаучный этап осмысления самой культуры. Как явление, как неотъемлемое свойство человеческой жизни, прежде чем стать предметом науки, она должна была возникнуть и быть осознана самим человеком, получить название. Произошло это не сразу. Человек в процессе своей эволюции выделяется из природного, животного мира благодаря главным образом целесообразной деятельности, преобразующей материальный мир и созидающей то, чего не было в природе. Древнегреческое «техне» («ремесло», «искусство», «мастерство») отразило эту сторону человеческой деятельности задолго до того, как в Древнем Риме появилось слово «культура», которое имело значение более широкого обобщения, чем слово «техне».
Слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка». Первоначально оно использовалось для характеристики земледелия, показывая уровень развития сельскохозяйственного производства. «Культура» противопоставлялась «натуре» (то есть природе) как «обработанное», «искусственное» в противоположность «естественному», «дикому». В частности, римский писатель и государственный деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в поэтическом трактате «Земледелие» словом