Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 10
И только в XVII в. немецкий юрист С. Пуфендорф (1632–1694) употребил понятие «культура» как самостоятельный научный термин. Этим термином он обозначил результаты деятельности общественного человека, противопоставив их его природному состоянию.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) понятие «культура» получило широкое распространение и устойчивое содержательное значение. Хотя, по сути, ограничивалось одной лишь духовной культурой. Главным показателем культуры становится воспитанность, просвещенность и образованность человека, решающая роль при этом отводится знаниям.
В последующие века значение данного термина расширяется, уточняется, вводятся понятия «духовная», «материальная», «художественная культура», раскрывается их структура. Подробное рассмотрение современного понимания культуры дается в следующей главе учебника.
В развитии науки о культуре исследователи выделяют ряд этапов.
Первый этап в становлении культурологии может быть назван историко-философским. Изучение феномена культуры начинается сравнительно поздно, на рубеже XVII–XVIII вв., и до середины XIX в. этим занимаются преимущественно философия и история. Размышления о сути культуры на философском уровне появляются в учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико, К. Гельвеция, Б. Франклина, И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. В настоящее время философское исследование культуры выделилось в самостоятельный раздел философского знания, получившего название «философия культуры».
История описывает культуру как изменяющуюся и развивающуюся во времени и пространстве. Такой подход наметился уже в Средневековье в христианской теологии. Путь европейских народов от варварства к культуре рассматривался как постепенное развитие, эволюция общества от язычества к полной христианизации. В Новое время религиозное содержание эволюционистской концепции культурного развития вытесняется просветительской интерпретацией общественного прогресса. Концепция общественного прогресса, по аналогии с непрерывной биологической эволюцией, предложила всеобщую схему развития человечества – последовательное прохождение им ключевых этапов: дикости, варварства, цивилизации (А. Р. Тюрго, Вольтер, А. Фергюссон, Ж. А. Кондорсе, К. Маркс, Ф. Энгельс). Мысль о непрерывном прогрессе человечества оставалась едва ли не главной культурологической аксиомой вплоть до начала XX в.
Второй этап в становлении культурологии связан с