Размер шрифта
-
+

Культурология - стр. 15

В структуре культуры выделяются «официальная культура» и «контркультура». Официальная культура представляет собой такую форму культуры, которая «передается» сверху и признается в качестве стандарта большинством членов общества. Каждое общество имеет официальную культуру. Кроме официальной, в обществе может возникнуть и контркультура, выступающая оппозицией официальной культуре. Выделяются также субкультуры, возникающие в рамках той или иной культуры, сохраняющие ведущие характеристики основной культурной формы, но имеющие и локальные отличия. К подобным субкультурам можно отнести некоторые неформальные молодежные объединения. Сюда же можно отнести современную элитарную культуру. Противоположность контркультуре и субкультуре – антикультура, которая является такой формой бытия человека и общества, при которой разрушаются, уничтожаются духовность и культура.

Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытия культуры, рассматривает способы их взаимодействия, среди них: миф, религия, искусство, наука. На стадии первобытной культуры эти элементы культуры бытовали неразрывно, а в процессе ее развития стали самостоятельными.

Миф является самым первым донаучным способом осознания человеком мира и самого себя в нем. В мифологическом сознании человек и природа едины, оно образно и метафорично.

Религиозное сознание отличается верой в сверхъестественное, в чудо, в необъяснимое рациональным путем. Главное свойство религии – сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии, затем, развившись от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам), она установила градации ценностей, придав им святость, безусловность, греховность. В силу этого постоянное моральное совершенствование человека выходит на первый план.

Миф и религия в культуре неразделимы с искусством. В искусстве человек стремится преобразить реальную жизнь, создавая новую реальность, выражая чувственную оболочку бытия. Наука – самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности знаний, получаемых с помощью рационалистических методов. Изначально наука представляла собой эмпирическое знание, возникшее из необходимости понять и освоить окружающий мир. Наука опирается прежде всего на объективное знание и, в отличие от остальных форм культуры, развивается на основе принципа прогресса, вследствие чего сегодня наука переходит из сферы культуры в сферу цивилизации.

Страница 15