Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 50
Описывая, как приматы реагируют на смерть сородичей, [8] ученые приходят к выводу, что их реакции продиктованы скорее социально-экологическими, а не психологическими причинами. Но более глубокое понимание этого «социо-экологического значения» может включать филогенез (развитие биологического вида во времени), социальную систему, физическую среду или историю жизни для объяснения поведенческих реакций. Это помогает понять, как возникло параллельное поведение целого ряда животных от китообразных до гоминидов, включающее, например, атипичную вокализация (пение с использованием только гласных звуков), груминг, попытки оживления умерших членов стаи. [9].
Пол Петтитт (Paul Pettitt), британский археолог, профессор Даремского университета (Англия), в полной мере изучил вопрос погребальной практики и в своей книге (ниже пойдет речь о его исследовании) использовал целый ряд материалов, полученных в результате наблюдений за приматами и из археологических источников, чтобы разобраться и понять характер развития ритуалов погребения у неандертальцев и у Homo sapiens. Всесторонне изучив реакции шимпанзе на смерть сородичей, он попытался смоделировать ключевые поведенческие паттерны (схема-образы), предполагая, что именно они оказывают решающее влияние на схему похоронной деятельности внутри гоминид (подробно можно узнать в его книге «Палеолитические истоки человеческих захоронений» – The Palaeolithic origins of human burial). В последующих главах мы рассмотрим поведение различных представителей гоминид, их реакцию на смерть своих сородичей. Попытаемся понять и исследовать эволюцию изменчивости отношения к умершим, появление принципиально новых форм, ранее не известных практик погребения. И возможно, приблизимся к главной причине возникновения преднамеренного захоронения.
3.2 Приматы (современное время)
Мы можем пока только предполагать, как расставались с умершими наши предки в седой древности. Но некоторое представление об этом дают наблюдения за тем, как шимпанзе ведут себя по отношению к своим мертвецам. Шимпанзе явно способны проявлять сострадание к больным, раненым, умирающим и мертвым сородичам, по крайней мере иногда. Семейные узы сильны в сообществах шимпанзе, что часто приводит к уходу за осиротевшими братьями и сестрами и ранеными и, безусловно, свидетельствует об определенной степени сострадания. По-видимому, в основе этих примеров лежит некоторое понимание эмоционального состояния сородичей [10]. Поскольку связь между матерью и младенцем особенно сильна, неудивительно, что нарушение этой связи из-за смерти детеныша может привести к значительным поведенческим нарушениям у матери. Причем изменения эти могут сохраняться в течение нескольких месяцев [11]. Огромный вклад в изучение социальной жизни и интеллекта шимпанзе внесен британским приматологом, этологом и антропологом Джейн Гудолл [12] которая посвятила этому занятию почти полвека. Свои исследования она проводила в Национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании. Вот несколько примеров из ее наблюдений.